Подборки
ФИНАНСОВЫЕ МОНСТРЫ: 7 ГЛАВНЫХ ФИЛЬМОВ О ДЕНЬГАХ И БАНКАХ
Миром правят банки, а не политики — так считают не только сторонники теорий заговора, которых часто считают чудаками, но и многие официальные аналитики и политологи. Впрочем, чаще всего эта «конспирология» оборачивается для нас прозой жизни: банковские организации — просто неотъемлемая часть финансового быта. Даже если вы не являетесь владельцем огромного капитала, держателем акций или талантливым финансистом, вы все равно пользуетесь банковскими продуктами. Это могут быть различные кредитные программы (от потребительских до ипотечных продуктов), депозиты, хранение ценностей в ячейках, разнообразные услуги для бизнеса, тендерная или контрактная независимая гарантия — то есть поручительство кредитной организации за одного из участников сделки. Словом, сфера финансов — одна из сторон нашей повседневной жизни, и неудивительно, что она нашла свое отражение в кинематографе. Молодой честолюбивый брокер Бад Фокс (Чарли Шин) надеется стать своим в финансовом мире, живущем по закону джунглей. Для этого ему нужен наставник, и Бад знакомится с Гордоном Гекко (Майкл Дуглас получил за эту роль своего единственного в карьере актерского «Оскара») — успешным и безжалостным финансистом, акулой Уолл-стрит. Гекко, чей девиз: «Жадность — это хорошо!», посвящает новичка в премудрости профессии, но в определенный момент Баду придется сделать выбор между грязными методами Гордона и собственными представлениями о морали и чести. «Уолл-стрит» Оливера Стоуна — не просто культовое кино и один из главных фильмов 1980-х: это настоящая кинематографическая библия финансистов и всех, кто снимал, снимает и будет снимать кино о деньгах и банках. Спустя 23 года Стоун снял сиквел под названием «Уолл-стрит: Деньги не спят». В продолжении истории Гордон Гекко выходит из тюрьмы и тут же оказывается в эпицентре очередного финансового кризиса — разница лишь в том, что мир изменился, став менее осязаемым и, кажется, не таким меркантильным, как раньше: деньги переместились из сейфов и кассовых аппаратов в цифровые потоки, а первый в мире сотовый телефон Motorola DynaTAC 8000X, который был символом успеха Гекко в 1987-м, стал антиквариатом, как и сам его владелец. Может ли всего-навсего один человек разорить целый банк, да не простой банк, а один из старейших в мире — британский Barings? Как оказалось, может. В середине 1990-х Barings послал своего сотрудника Ника Лисона (Юэн МакГрегор) в Юго-Восточную Азию — сначала в индонезийский филиал, а потом в Сингапур. Лисон успешно решал проблемы филиалов, но, попутно играя на бирже, оказался чересчур инициативным трейдером — он упорно ставил на рост иены (в то время как она падала), и его рискованные (а главное, несанкционированные) операции с фьючерсными контрактами на японский индекс Nikkei довели Barings до банкротства. «Аферист» снят по мемуарам Лисона, который все-таки сел в сингапурскую тюрьму, зато стал знаменитостью в финансовом мире. Фильм Джеймса Дирдена (образцовый продукт 1990-х с клиповым монтажом и бодрым саундтреком), увы, затерялся среди шедевров, которыми порадовал аномальный 1999 год — что ж, самое время возродить к нему заслуженный интерес. 19-летний владелец крошечного подпольного казино Сет Дэвис (Джованни Рибизи) решает выйти на новый уровень и устраивается стажером в брокерскую фирму. Там обещают быстрый рост и первый миллион уже через три года, но вскоре Сет начинает понимать, что чудес не бывает, и довольно скоро обнаруживает подвох — контора создает по схеме Pump&Dump искусственный спрос на акции разоряющихся и подставных компаний. Драма Бена Янгера с отличным актерским составом (помимо Рибизи, здесь снялись Вин Дизель, Бен Аффлек и Скотт Каан) — история взросления, приправленная нью-йоркским урбанистическим колоритом. Не обошлось и постмодернистских штрихов: в лучшем эпизоде фильма веселая компания брокеров смотрит по ТВ «Уолл-стрит»… без звука — они сами хором наизусть озвучивают реплики Майкла Дугласа. В сентябре 2008-го, когда мировой экономический уже обозначился, сотрудники одного из крупнейших инвестиционных банков Америки оказались перед нелегким выбором: либо начать срочно сбрасывать акции (подставляя не только крупных акционеров, но и целую армию рядовых вкладчиков), либо ждать у моря погоды, наблюдая за развитием кризиса и рискуя потерять вообще все. Режиссер Джей Си Чендор решил дебютировать в большом кино картиной на хорошо знакомую ему тему — его отец, Джеффри Чендор, был инвестиционным банкиром. Прототипом банка из фильма послужил банк Lehman Brothers. «Предел риска» оказался первым значимым высказыванием на тему кризиса 2008 года, и его оценили по заслугам: лента c блестящим актерским составом (Стэнли Туччи, Закари Куинто, Пол Беттани, Кевин Спейси, Деми Мур, Джереми Айронс) участвовала в основном конкурсе Берлинского международного кинофестиваля, а сам Чендор был номинирован на премию «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий». В день успешной сдачи брокерского экзамена стажер Джордан Белфорт (Леонардо ДиКаприо) умудрился потерять работу — по иронии судьбы, именно в этот самый день (19 октября 1987 года впоследствии прозвали «Черным понедельником») произошло самое большое падение индекса Доу Джонса за всю его историю. Однако Джордан не пал духом — он устроился на работу в контору, занимавшуюся мелкими акциями, а вскоре основал собственную брокерскую фирму и оказался на Уолл-стрит, в огромных количествах отгружая инвесторам мусорные акции. Правда, новым игроком на финансовом рынке вскоре заинтересовалось ФБР, но Джордана, привыкшего к быстрым прибылям и разгульной жизни с кокаином и проститутками, было уже не остановить. Экранизация мемуаров Джордана Белфорта стала одним из самых эффектных фильмов Мартина Скорсезе. Любопытно, что первым с книгой горе-финансиста ознакомился не Скорсезе, а Леонардо ДиКаприо — он мечтал сыграть Белфорта еще с 2007 года. Погружаясь в образ, актер на протяжении нескольких месяцев плотно общался с Джорданом и многое узнал не только о личной жизни своего героя, но и о нюансах финансовых операций. 2005 год. Эксцентричный финансовый гений Майкл Бьюрри (Кристиан Бейл), занимающий пост управляющего хедж-фонда Scion Capital, понимает, что совсем скоро рынок ипотечных кредитов лопнет. Коллеги Бьюрри в ответ на его опасения крутят пальцем у виска — ведь рынок кредитов стабилен как никогда, и волноваться за него нет никаких причин. Однако непреклонная позиция Бьюрри, который начал в спешном порядке страховать вклады своих клиентов, оказывается не очередным его чудачеством, а точным предсказанием. В то время как коллеги режиссера и сценариста Адама МакКея снимали о финансовом кризисе суровые драмы, он решил сменить жанровый регистр и отметился яркой язвительной комедией. Настолько язвительной, что Кристиан Бейл был почти уверен, что реальный Майкл Бьюрри резко отреагирует на свой экранный образ. «Я мечтал, чтобы он пришел на премьеру в Лос-Анджелесе, — признался Бейл. — Я надеялся сесть рядом с ним в зрительном зале и проверить, врежет ли он мне по зубам». В центре сюжета одной из лучших корейских картин последних лет — тот самый азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., волна которого смыла героя фильма «Аферист» и банк Barings. В начале ноября 1997 года с Уолл-стрит поступил сигнал инвесторам — в срочном порядке уходить с рынка Южной Кореи. В самой Южной Корее отдельные финансисты тоже начали подозревать неладное: глава отдела денежно-кредитной политики Банка Кореи Хан Си-хен (Ким Хе-су) доложила правительству, что страна катится к дефолту, а молодой финансовый консультант Юн Чон-хак (Ю А-ин) спешно начал скупать недвижимость и доллары. На материале азиатского финансового кризиса можно было бы снять лихой триллер, но режиссер Чхве Гук-хи выбрал кино «с человеческим лицом»: «Дефолт» — горькая драма о сломанных судьбах и, без преувеличения, национальной трагедии (в конце 1990-х число самоубийств в Южной Корее выросло на 42%).
21 ИЮЛЯ, 2022