1 марта ушёл из жизни великий французский режиссёр Ален Рене. Автору фильмов «В прошлом году в Мариенбаде» и «Хиросима, моя любовь» был 91 год.
Рене начинал после Второй мировой войны, снимая короткометражные документальные ленты, пока не оказался в брызгах французской «новой волны», окатившей его после успеха его первых полнометражных работ в игровом кино — «Хиросима, моя любовь», «В прошлом году в Мариенбаде» и «Мюриэль, или Время возвращения». Сам Рене категорически отказывался причислять себя к модному молодому течению, а когда «волны» закончились, мерным шагом двинулся в сторону менее новаторского кинематографа, сосредоточившись на живых характерах и интересных историях.
Пару недель назад Ален Рене получил на Берлинском международном кинофестивале, в котором участвовала его последняя режиссёрская работа «Любить, пить и петь», актуальный приз за новые перспективы в кино.
Далее по теме
Умерла Джейн Биркин
16 июля ушла из жизни Джейн Биркин — англо-французская актриса и певица, легенда европейского кино 1960-х и 1970-х. Биркин скончалась в своем доме в Париже, причина смерти пока не разглашается. Известно, что в последние годы актриса боролась с лейкемией и нередко отменяла концерты из-за плохого самочувствия, а два года назад перенесла инсульт. Джейн Биркин родилась 14 декабря 1946 года в Лондоне. В 1966-м Джейн появилась в «Фотоувеличении» Микеланджело Антониони, а прославилась в конце десятилетия, сыграв в 1969-м в криминальной драме Жака Дере «Бассейн», где ее партнерами были Ален Делон и Роми Шнайдер. В том же году Биркин выпустила вместе с Сержем Генсбуром скандальную песнью «Je t’aime… moi non plus». Сотрудничество переросло в роман, и в 1971 году у пары родилась дочь Шарлотта, впоследствии ставшая известной актрисой. За свою карьеру Джейн Биркин сотрудничала с рядом знаменитых режиссеров — Роже Вадимом, Жаком Дуайоном, Жан-Люком Годаром, Аленом Рене, Жаком Риветтом, Джеймсом Айвори, Аньес Варда, Бертраном Тавернье, Патрисом Леконтом.
17 ИЮЛЯ, 2023
Компания RWV выпускает в прокат классическую ленту «Хиросима, моя любовь»
2 июня компания Russian World Vision выпустит в российский прокат дебютный игровой фильм французского классика Алена Рене «Хиросима, моя любовь», снятый по сценарию известной французской писательницы Маргерит Дюрас («Сюзанна Андлер», «Любовник»). Картина выйдет к столетию со дня рождения Рене, которое будет отмечаться 3 июня 2022 года. «Хиросима, моя любовь» должна была бороться за «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1959 года, но была снята с конкурса по просьбе американских властей — тема атомных бомб тогда была под запретом. Однако картина получила в Канне приз ФИПРЕССИ, а позднее номинировалась на «Оскар» в категории «Лучший сценарий». Главные роли в истории короткой любви французской актрисы и японского архитектора в послевоенной Хиросиме сыграли Эмманюэль Рива («Леон Морен, священник», «Любовь») и Эидзи Окада («Женщина в песках», «Чужое лицо»). Новаторский монтаж «Хиросимы…» позволил критикам причислить дебют Рене к французской «новой волне».
1 ИЮНЯ, 2022
Великолепный: 8 образов Жан-Поля Бельмондо
Не каждому фильму суждено стать синонимом эпохи и к тому же переписать все законы кинематографа. Таким фильмом стал «На последнем дыхании» Жан-Люка Годара, открывший миру новый киноязык и нового героя — Мишеля Пуакара. Жан-Поль Бельмондо, тогда еще никому не известный артист, согласился на эту роль почти что в шутку. Съемочный процесс очень отличался от всего, что ему приходилось видеть — съемки проходили посреди шумных улиц и в тесных комнатах кем-то снятых квартир, диалоги рождались прямо на площадке. Бельмондо вспоминал, что совсем не верил, что фильм вообще выйдет на экраны. Годар поработает с актером еще дважды — в «Женщина есть женщина» и «Безумном Пьеро». Но роль в «На последнем дыхании» не только прославила Бельмондо, но тут же запечатлела его образ в вечности. Лирическая и нежная картина о примирении двух поколений. Жан Габен и Жан-Поль Бельмондо создают на экране чудесный актерский дуэт, играют на контрастах в возрасте, характере. Их герои — пожилой отставной офицер Альбер и молодой буян Габриэль — спасают друг друга от одиночества и тоски. Режиссеру Анри Вернею, в общем, ничего не нужно было делать. Габен и Бельмондо каждую сцену превращают в актерское чудо — будь то пьяные разборки в баре, меланхоличные танцы посреди ночной улицы или душевные разговоры о том и сем. Бельмондо впоследствии признавался, что работа с Габеном изменила его как человека и актера, и называл «Обезьяну зимой» одной из любимых своих картин. Французский мастер Жан-Пьер Мельвиль поставил одни из лучших фильмов о гангстерах, наполненные чарующим символизмом, немногословными профессионалами и безжалостными ударами судьбы. Бельмондо режиссер снимал трижды (еще — в религиозной драме «Леон Морен, священник» и детективе по Жоржу Сименону «Старший Фершо»), и «Стукач» — наиболее сильная из трех их совместных работ. В этом блистательном нуаре Бельмондо играет гангстера между двух огней — он сотрудничает с полицией, надеясь вырваться из преступного мира, но и чисто из азарта, чтобы проверить себя на прочность. Мельвиль ловко и динамично рассказывает незамысловатый сюжет и страшно наслаждается своими героями — их широкими шляпами, маленькими револьверами и отчаянными поступками. В 1960-е годы Бельмондо стал французским Джеймсом Бондом. Начиная с «Человека из Рио» актер все глубже погружался в амплуа экшн-героя. Но, в отличие от агента 007, персонажи Бельмондо всегда отличались юмором и пластичностью. Подвиги они совершали с непринужденной легкостью и самоиронией. «Человек из Рио» Филиппа де Брока — один из классических боевиков с Бельмондо, в какой-то степени он и породил этот жанр. Погони, перестрелки, красавица в беде (Франсуаза Дорлеак), и все снято стилистически безупречно. В последующие годы — например, в «Страхе над городом» и «Ограблении» — Бельмондо будет расширять свой каскадерский диапазон, хотя образ останется прежним. Все дойдет до того, что актеру предложат роль-камео в безумной пародии «Казино Рояль» — там Бельмондо появится в крохотной сцене, как бы напоминая о своем статусе парижского Бонда. После «Человека из Рио» и «Злоключений китайца в Китае» Бельмондо и режиссер Филипп де Брока решили хорошенько высмеять образы, которые создали на экране, а заодно и амплуа самого актера. В «Великолепном» Бельмондо играет сразу две роли — тонкого и ранимого писателя Франсуа и придуманного им крутого суперагента Боба, героя детективных романов, своего рода альтер эго Франсуа. В основе фильма лежит типичный любовный треугольник, который приобретает неожиданную сторону, поскольку одним из влюбленных становится вымышленный персонаж из книг. Сегодня «Великолепный» смотрится очень экстравагантно. Бельмондо ходит с голым торсом и похлопывает полуобнаженную Жаклин Биссет, затем вместе они с легкой улыбкой отстреливаются из револьверов и разоблачают мировые заговоры. Впрочем, маскулинность в финале все-таки проигрывает — душа и интеллект оказываются важнее. Несмотря на некоторую китчевость и утрированную пародийность, в картине есть множество запоминающихся сцен, а сам Бельмондо буквально упивается самоиронией. Байопик о крупнейшем авантюристе начала прошлого столетия Александре Стависком поставил французский классик Ален Рене. Стилистически «Ставиский» поставлен очень интересно — режиссер воссоздает эпоху ар-деко в самых ее меланхолических и печальных тонах. Ставиский для него — своего рода Чарльз Фостер Кейн, то есть, личность яркая, масштабная, но страшно одинокая, снедаемая страстями. И внутреннее падение главного героя синонимично разложению Европы, приходу фашизма. Бельмондо прекрасно влился в роль Ставиского, который в фильме и предстает этаким артистом, шоуменом, сценой для которого была вся Франция. «Ставиский» в момент выхода разочаровал критиков, решивших, что интеллектуал Рене ушел в мейнстрим, однако впоследствии фильм не раз был переосмыслен профессионалами — например, режиссер Монте Хеллман называл его в числе самых любимых. Вряд ли режиссер Жорж Лотнер и Жан-Поль Бельмондо предполагали, что их экранизация шпионского романа Патрика Александера станет настолько популярной и даже культовой, в особенности в Советском Союзе. В «Профессионале» поразительно сошлось все то, за что Бельмондо и полюбили зрители: крепкая мужественность, меланхоличная улыбка, печаль в глазах — его Жосс Бомон в одиночку шел против всего мира, и мир в итоге одерживал верх. Музыка Эннио Морриконе придает немыслимой глубины «Профессионалу», роднит его с вестернами Серджо Леоне, даже сцена дуэли здесь присутствует, да и общая атмосфера фатализма очень созвучна. Персонаж Бельмондо не был похож на тех героев боевиков, которые придут на экраны в 1980-е и после. Бомон был слишком человечным, и оттого его гибель в финале виделась такой трагичной и несправедливой. С конца 1980-х Бельмондо искал новое амплуа, старался отойти от боевиков и вернуться к серьезному кино. Однако нового успеха, сравнимого с его триумфом в начале карьеры, он так и не добился. Выделяются на финальном этапе творческого пути Бельмондо разве что «Отверженные» Клода Лелуша — вольная интерпретация классического романа Виктора Гюго. Бельмондо удается проявить здесь свой лирический талант во всей красе. Его морщинистый лик отражает в себе целое столетие, о наследии которого размышляет Лелуш в своей картине. На фоне него и пролетают печальные события ХХ века — войны, репрессии, революции в мире искусства, любовь и смерть. И только мягкая улыбка Бельмондо, кажется, дает надежду на то, что все было не зря.
12 СЕНТЯБРЯ, 2021
Показать еще