А вместо Лео — пламенный мотор

А вместо Лео — пламенный мотор

Новые премьеры основного конкурса Каннского фестиваля. Ошеломляющий Леоc Каракс (на фото - крайний справа, вместе со своими актёрами); смешной Кен Лоуч, к англоязычному фильму которого, «Доля ангела», устроители зарядили субтитры, чтобы было понятно, о чём говорят эти любители виски из Глазго; многозначительный Карлос Рейгадас, напомнивший многим о магическом реализме и о том, что в прошлом году здесь победило «Древо жизни», и тройка американских проектов — от австралийца Доминика, бразильца Саллеса и Ли Дэниэлса.

Сразу перейдём на язык цифр и рейтингов. Лидеров у аккредитованной критической массы сразу двое — «За холмами» Кристиана Мунджу и «Любовь» Михаэля Ханеке. Второе место делят «Ржавчина и кость» Жака Одиара и Эндрю Доминик с «Ограблением казино», где Брэд Питт и компания разыгрывают винтажный pulp fiction в современных, изъеденных финансовым кризисом 2008 года, декорациях. Замыкает тройку лидеров Кен Лоуч, в этот раз заразительно смешной, но всё так же ориентированный на социальный контекст: несколько обитателей Глазго из числа безработной проблемной молодёжи решаются на авантюру с коллекционным виски астрономической стоимости.

Леоc Каракс и «Святые моторы», от которых нынешние Канны никак не могут отойти, идёт восьмым. Есть лимузин, как в «Космополисе» (различия меж тем колоссальные), актёр-талисман Дени Лаван, несколько прекрасных женщин, неизвестно как попавших в евро-арт-хаус, и невменяемый нарратив из каких-то высших сфер караксовского сознания. Часть критики ощетинилась, но особо чуткие твердят о сенсации, шедевре и полном наплевательстве режиссёра к окружающему его кинопроцессу, тенденциям и прочей шелухе — разбирается себе человек с Богом, смертью и миллионом метафор, которые и есть «Святые моторы».

Критическое сообщество сошлось — не согласен, кажется, лишь десант из Нового Света — на том, что американское присутствие в конкурсе не дало ожидаемого, если кто-то ждал, результата. «Беззаконие» Джона Хиллкоата пасёт задних. Ли Дэниэлс с «Газетчиком» явно перемудрил со сценарием, хотя актёры, в первую очередь Николь Кидман, работают в полную силу. Доминик — мелковат для скептиков и ценителей высокого стиля и претендент на приз за режиссуру для тех, кто увидел в «Ограблении казино» больше, чем игру в жанр. Вальтер Саллес, представивший экранизацию культового романа Джека Керуака «На дороге», всем понравился созданной в кадре атмосферой, ладностью и актёрскими работами и занимает почётное четвёртое место. Американские критики видят его в призёрах, Европа же кивает в сторону Мунджу и Ханеке.

Впереди — «В тумане» Сергея Лозницы, новый Кроненберг, секретное оружие американского десанта Джефф Николс и южнокорейский «Вкус денег», где обещают сильную эротическую составляющую.  

Поделиться