Шел 1940 год. Самоотверженно трудящийся на благо родины инженер Михаил Кошкин придумал у себя в Харькове отличный танк, но, чтоб запустить его в производство, машину обязательно нужно продемонстрировать лично Сталину. Перебросить будущий Т-34 в Москву в короткий срок не выходит, так что Кошкин решается на авантюру: лично проехать на своем детище все 750 километров до самой Красной площади. В его команду входят еще несколько человек, самые запоминающиеся из которых — строгий нквдшник Петр и увлеченная идеалистка Лида. На пути героев поджидают бандитствующие украинцы и, что куда опаснее, группа немцев-перехватчиков, словно прозревающих будущее поражение в Мировой войне и стремящихся не дать СССР вооружиться авангардной техникой.
Команда авторов фильма «Танки» — как на подбор. Идея принадлежит аж министру культуры Владимиру Мединскому, который предложил рассказать историю Кошкина с драйвом, чтоб было как в «Безумном Максе», но при этом и не без идеологического задора «Неуловимых мстителей». Попутно на самого Кошкина, про которого в СССР уже снимали скромную ТВ-драму «Главный конструктор», решили забить — важнее ведь, чтоб были танки, гусеницы, враги да шпионы. Режиссером пригласили умельца пренебрегать персонажами Кима Дружинина, в «28 панфиловцах» доказавшего свое мастерство изображать технику и военную тактику чем-то более важным, чем копошащиеся в окопах людишки. В угаре новый фильм даже хотели обозвать «Увидеть Сталина», но, видимо, решили не провоцировать вечно недовольную российскую интеллигенцию и не упоминать вождя в заголовке. В главной роли снялся Андрей Мерзликин, который однажды уже играл человека, предпочётшего машину людям, — Димона, трусливо укатившего в никуда на знаменитом Бумере и оставившего друзей истекать кровью под ментовскими пулями. А Лиду сыграла дочка Ксении Раппопорт Аглая Тарасова — Софья из последних пяти сезонов «Интернов» и звезда спортивной мелодрамы «Лед». В «Танках» она, чтоб подчеркнуть роль женщины в мужском коллективе, покажет в камеру голый зад.
Фильм о двух машинах инженера Кошкина буквально дарует не особо выразительному герою бессмертие. В жизни конструктор простудился во время пробега до Москвы, подхватил воспаление легких и скончался, не дожив до начала войны, на которой его танки помогут одолеть врага. Как и «Главный конструктор», фильм Мединского и Дружинина не включает смерть Кошкина в сюжет, но в «Танках» инженер толком и не болеет — не кашлять же во время личной встречи с вождем. Замах на героизм «Неуловимых мстителей» заметен и без дополнительных подсказок, но без ярких персонажей все экшн-сцены с хитрыми украинскими бандитами и подлыми фашистами смотрятся гораздо более блекло, чем того бы хотелось авторам. И хотя внутри сюжета женщина в отряде выбирает в романтические партнеры сурового подозреваку-нквдшника, однозначно разделить ее симпатию по другую сторону экрана уже не так просто. Зато взаимность со стороны Петра понятна лучше — именно он оказался вместе со зрителями свидетелем купания Лиды нагишом. До этого женщина преимущественно скандалила и попадала в плен, замедляя советским мужчинам ход и привлекая дополнительное внимание к своей половой принадлежности.
Любопытно, что вся эта героика с одобрительно глядящим в финале Сталиным могла бы стать бойким патриотическим блокбастером, если бы люди показались авторам хоть столь же важными, как танки, не говоря уже о возможном приоритете персонажей над техникой и стратегией. Еще любопытнее, что в своем дебютном полном метре «Поймать ведьму» (занятном российском «сиквеле» культовой «Ведьмы из Блэр») Дружинин с коллегами как раз смог продемонстрировать умение показывать живых людей — отдельные диалоги там определенно заслуживают похвалы. Но позже, получив доступ к крупным бюджетам и государственной поддержке, режиссер полностью переключился на любовь к масштабным историческим сюжетам, в которых персонажи — дело десятое. Сталин, кстати, такое мог бы и одобрить, хотя сам наверняка предпочел бы посмотреть американский вестерн, в котором ковбои — центр действия, а не необходимый, но скучный фон.