Рецензия на фильм «Доктор Стрэндж»

Знаменитый хирург Стивен Стрэндж (Бенедикт Камбербэтч), который творит чудеса на операционном столе, попадает в автокатастрофу. Ее результатом становится полная профнепригодность Стрэнджа, серьезно повредившего кости и суставы пальцев рук, после чего они с трудом удерживают скальпель и ланцет. Отчаявшись найти традиционный способ возвращения рукам былой ловкости, Стрэндж узнает невероятную историю исцеления парня, который несколько лет назад сломал позвоночник и считался врачами безнадежным пациентом, а теперь бодро скачет по баскетбольной площадке. Немного помявшись, парень советует доктору отправиться в Непал и найти там буддистский храм в в горах. Стрэндж, к любой религии относящийся с заметным скепсисом, хватается за последнюю надежду и отправляется в Гималаи. Там лысая женщина в красивом плаще, которую все называют Древнейшая (Тильда Суинтон), рассказывает ему, что такое астральное тело, показывает пару впечатляющих фокусов с искривлением пространства и веско объясняет: исцелить себя можно самостоятельно, нужно только пройти длинный духовный путь, в ходе которого можно научиться делать дырки в воздухе и попадать через них в любую точку земного шара.

Об очередной экранизации комиксов Marvel проще всего рассказать, используя в качестве примеров другие фильмы франшизы — благо фильмов много, а схема одна и та же. В данном случае речь идет о схеме сольных супергеройских проектов студии, в ходе которых обычный, ничем не примечательный с точки зрения способностей персонаж в следствие личной катастрофы обзаводится экстраординарным умением, в конечном счете помогающим ему спасти мир от неминуемого краха. Итак, «Доктор Стрэндж» вышел с одной стороны не таким жизнерадостно-глупым, как «Человек-Муравей», с другой — не таким ироничным и легким, как первый «Железный человек». Худшая и лучшая из «одиночных» картин марвеловского тут упомянуты не случайно — «Доктор Стрэндж» расположен аккурат посередине.

То есть тут, конечно, хватает вещей, которые откровенно раздражают. Создатели постоянно пытаются спрятать глупый и не самый логичный сценарий за совершенно невыносимыми диалогами, в которых то и дело проскальзывают термины вроде «сингулярность», «темная материя» и т.д. Однако ругать Marvel за то, что сценарий в фильмах студии давно уже вещь формальная, все-таки моветон. Потому что ставка тут сделана на аттракционную часть и харизму главных героев.

Так вот, и с тем, и с другим в «Докторе Стрэндже» все в полном порядке. Камбербэтч, заполучив главную роль в супергеройской франшизе, пока не воспринимает ее как высокодоходную халтуру — мастерство, что называется, не пропьешь. То же самое относится к Тильде Суинтон, хотя играть ей тут по большому счету нечего — на весь фильм у нее припасено примерно одно выражение лица. По традиции не разочаровывает и патентованный злодей Мадс Миккелсен, играющий бывшего ученика Древнейшей Кецилиуса, переметнувшегося на темную сторону.

Аттракционы в «Докторе Стрэндже» невероятно красивы. Этот фильм — о магии, и большая часть схваток здесь происходит в параллельном пространстве, где действуют другие законы физики и используются артефакты вроде плаща левитации. И пусть местами это сильно напоминает плод порочной связи нолановского «Начала» с какой-нибудь компьютерной игрой, нельзя отрицать, что на большом экране это выглядит очень эффектно.

Ну и к тому же сложно не относится со сдержанной симпатией к фильму, одна из ключевых идей которого сводится к тому, что мировое равновесие держится на хрупких плечах Тильды Суинтон — думаю, мало бы кто стал спорить с таким раскладом, будь он актуален не только во вселенной Marvel.

Поделиться