Режиссер Педро Альмодовар, 1988
кадр из фильма
Восьмая по счету работа испанского режиссера Педро Альмодовара стала триумфатором фестиваля в Торонто в 1988 году. Именно победа «Женщин» сделала автору мировое имя и подарила признание зрителей и критиков. Фарсовая комедия об актрисе дубляжа Пепе Маркос (Кармен Маура), которая переживает разлуку с коллегой и любовником Иваном (Фернандо Гиллен), вдохновлялась классическими американскими комедиями, но и носила особый испанский колорит. На съемках «Женщин» кипели свои страсти, Альмодовар и Маура, на тот момент состоявшие в близких отношениях, поссорились и не общались больше 15 лет, пока вновь не встретились на площадке фильма «Возвращение».
Режиссер Майкл Мур, 1989
кадр из фильма
Яркий дебют одного из главных документалистов США Майкла Мура впервые был награжден именно в Торонто. За всю историю фестиваля это единственный документальный фильм, получивший главный приз. В «Роджер и я» Мур формирует свой фирменный стиль, который использует и по сей день. Совмещая хроникальный материал с отрывками телепередач, комиксов и фильмов, режиссер преподносит зрителю трагическую историю реальной социальной катастрофы, случившейся в штате Мичиган, с сарказмом и тонким чувством юмора. На протяжении всего фильма Мур преследует главу компании General Motors Роджера Смита, чтобы спросить о причине закрытия огромного количества предприятий, повлекшего за собой массовую безработицу по всему штату. Впрочем, режиссер признавался, что фильм, несмотря на огромную для документального жанра кассу ($7 706 368), нисколько не продвинул расследование и не привлек должного внимания со стороны властей.
Режиссер Терри Гиллиам, 1991
кадр из фильма
Первый американский фильм культового английского автора Терри Гиллиама получил главный приз зрительских симпатий на фестивале в Торонто. На тот момент режиссер был известен, прежде всего, работой в составе культового «Монти Пайтона», в частности, фильмом «Монти Пайтон и Святой Грааль». В «Короле-рыбаке» Гиллиам возвращается к мифу о Святом Граале. Бывший учитель истории Пэрри (Робин Уильямс), а ныне городской сумасшедший, встречает разочарованного в себе и окружающих Джека Лукса (Джефф Бриджес) и просит его о помощи в поиске реликвии, предположительно, находящейся в доме нью-йоркского миллиардера. Сквозной сюжет об очищающей мечтательности и праведном сумасшествии Гиллиам наполняет мифами и преданиями, попутно посмеиваясь над ними не меньше, чем над современной цивилизацией.
Режиссер Роберто Бениньи, 1997
кадр из фильма
Один из главных фильмов о холокосте стал победителем практически всех фестивалей, включая Торонто. Основанный на биографическом романе узника Освенцима Рубино Ромео Сальмони «Я победил Гитлера», фильм Роберто Бениньи изобразил глубокую историческую трагедию в традициях феллинниевской буффонады и абсурда, с помощью которых только и возможно преодолеть оживший кошмар лагерей смерти. Заключенные в одном из них отец и сын воображают игру, в которой все происходящее вокруг — лишь большая инсценировка. По правилам, победить может только тот мальчик, что не попадется на глаза надзирателям. С этим фильмом, наравне с Орсоном Уэллсом и Вуди Алленом, Роберто Бениньи был номинирован на «Оскар» сразу в трех номинациях: актер, режиссер и сценарист.
Режиссер Сэм Мендес, 1999
кадр из фильма
Еще один дебют, прогремевший на кинофестивале в Торонто, прежде чем попасть в основные списки «Золотого глобуса» и затем «Оскара». Театральный режиссер Сэм Мендес решил взяться за полнометражный фильм об Америке после просмотра «Париж, Техас» Вима Вендерса, вдохновившись тем, как немецкий режиссер мифологизировал широкие просторы страны и связал их с современностью. Герой Кевина Спейси — 42-летний рекламный агент Лестер Бернем, переживающий кризис среднего возраста. В его образе Мендес обличает последние остатки «американской мечты» и мечты среднего класса о счастливой семейной жизни. Внезапная любовь к молодой красавице из группы поддержки изменяет его жизнь навсегда. Фильм насыщен аллюзиями на живопись литературу, в первую очередь на «Лолиту» Набокова.
Режиссер Энг Ли, 2000
кадр из фильма
Самый кассовый иностранный фильм за всю историю американского проката первым делом прогремел на фестивале в Торонто. «Крадущийся тигр», снятый в копродукции с США — оммаж главному китайскому историческому жанру уся (приключенческое фэнтези) с составом лучших национальных звезд (Чоу Юнь-Фат и Мишель Йео). Фильм, прежде всего, обязан своей популярностью знаменитому хореографу Юнь Ву-Пингу, за год до этого прославившегося постановкой трюков в «Матрице». Сквозным мотивом является история возлюбленных, разделенных социальными нормами. Все это приправлено фирменным китайским фэнтези о поиске магического меча. Критики также отмечают сходство «Крадущегося тигра» со структурой американского вестерна, что также повлияло на теплый прием фильма на западе.
Режиссер Жан-Пьер Жене, 2001
кадр из фильма
Режиссер Жан-Пьер Жене задумал историю о юной парижанке Амели еще в 1974 году, когда решил собирать истории и воспоминания знакомых и случайных встречных. «Амели» во многом определила направление французской комедии, ее успех и по сей день не дает покоя молодым кинематографистам, а актриса Одри Тоту навсегда будет ассоциироваться с главной героиней. Путь к мировой славе, после триумфа в родном прокате, начался с фестиваля в Торонто, где Жене и получил главный приз и овации критиков. Ироничная и нарочито причудливая история Амели полна обаятельных сюжетов и деталей, отсылок к классике французского кино и особого парижского шарма. Режиссер Такеши Китано, 2003
кадр из фильма
Слепой странствующий массажист Затойчи, умеющий ко всему прочему ловко обращаться с мечом, — персонаж, глубоко укоренившийся в японской культуре. Режиссер Такеши Китано использует сюжет в характерном стиле, полном насилия и крови. Впрочем, как и в других фильмах японца, жестокость здесь является частью картины мира, конфликта добра и зла, прошлого и настоящего. К моменту выхода «Затоiчи» Китано уже был признанным классиком мирового кино, именно этот фильм стал, на данный момент, последний крупным успехом автора, завоевав главный приз не только в Торонто, но в Венеции. Особенно запоминается финальная сцена картины, в которой традиционный театр кабуки сочетается с почти негритянскими народными танцами.
Режиссер Дэвид Кроненберг, 2007
кадр из фильма
Премьера фильма Дэвида Кроненберга о русской мафии состоялась на фестивале в Торонто, где он и завоевал главную награду. Несмотря на обостренную «клюквенность», «Порок на экспорт» использует мифы о русской мафии для других целей. Кроненберг утверждал, что ему было важно показать гомосексуальную природу любых мужских группировок, будь то мафия или футбольная команда. Но и не обращая внимания на фрейдистские мотивы, «Порок на экспорт» представляет собой крепкую работу с сильным актерским составом, включая Вигго Мортенсена, Наоми Уоттс и Венсана Касселя. К слову, Мортенсен серьезно готовился к этой роли: путешествовал по России, читал книги о ворах в законе. Актер ходил загримированный по улицам, удивляя прохожих огромным количеством татуировок.
Режиссер Том Хупер, 2010
кадр из фильма
Один из самых обласканных наградами и критикой фильмов последнего десятилетия начал свое восхождение к славе именно с премьеры в Торонто. История британского короля Георга VI, измученного заиканием и неврозами накануне коронации, снята в самых традиционных формах английского кино. Прекрасный актерский состав (Колин Ферт, Джеффри Раш и Хелена Бонэм Картер), тонкий юмор и сдержанная режиссура. Путешествие в закулисье царской жизни умело сыграло на ностальгических чувствах по утраченному времени аристократии и высоких манер. Немудрено, что Том Хупер, впервые номинированный на «Оскар», получил статуэтку за лучшую режиссуру и лучший фильм.