На выходных закончился второй сезон сериала «Настоящий детектив», что, с учётом грандиозности прошлогодней работы режиссёра Фукунаги, требует осмысления. Впрочем, с самого начала необходимо сделать важную (принципиально важную!) оговорку: ничего общего, кроме названия и «отца-основателя» Ника Пиццолатто, хождения по мукам дуэта Харрельсон-МакКонахи и квартета Фаррелл-МакАдамс-Китч-Вон не имеют. Это совершенно разные истории, в том числе и применительно к качеству конечного продукта.
Во втором сезоне Пиццолатто наводит сюжетную тень на плетень, очень быстро утопая в деталях, бездонных глазах артиста Вона и пушистых усах артиста Фаррелла. Принципиальное отличие от первого расследования в неспокойной луизианской глубинке состоит в том, что бесконечные панорамы дорожных развязок не добавляют сезону атмосферы и настроения, а именно это и есть то сокровище, ради которого были потрачены драгоценные часы на просмотр год назад. Да, сменилась обстановка, кастинг-лист, режиссёр, логично было бы предположить, что и общий месседж проекта претерпит некоторые изменения. Но нет, из серии в серию авторы изо всех сил пытались визуализировать призраков сплина и безнадёги. Личные истории главных героев к этому всячески располагали, однако не сложилось. Детективная же интрига (ровно то же самое было и в первом сезоне) выстроена здесь настолько неровно, что ближе к финалу и вовсе превращается в «уходящую натуру». Проще говоря, просчитавшись с формой подачи, не удалось отбить очки и на содержательном уровне.
Заминка возникла и на уровне смысловом. Про Ад вокруг нас и в нас всем всё поведал Раст Коул. На этом фоне Рэй Велкоро, Эни Беззередис, Пол Вудроу и Фрэнк Семён лишь осуществляли перемещения на местности и проговаривали банальности из житейского багажа начитавшихся на ночь Ницше подростков. Пиццолатто пошёл на второй круг после головокружительного успеха в первом, и тут неожиданно выяснилось, что ничего нового уже не сказать, но говорить что-то, чёрт возьми, необходимо.
Впрочем, моменты настоящего имеют место и здесь. Это все сцены в клубе под аккомпанемент заунывных песен одиноких гитаристок. Возможно, через полгода выяснится, что эти сцены тайком снял лично Фукунага.
В прекраснейшей песни великого Леонарда Коэна, звучащей в заставке второго сезона, есть строчки The story’s told / With facts and lies / I had a name / But never mind. И с этим, применительно к сериалу, нельзя не согласиться. Увы.