«ГЛАДИАТРИКС» (2001)
кадр из фильма
История двух пленённых нимф, друидки и танцовщицы, ставших, по воле наместника Цезаря в глухой провинции Тимарха, гладиаторшами. Днём они выходят на арену, развлекая скучающего изверга-сатрапа, ночью же превращаются в жриц любви. Первый официальный контакт Тимура Бекмамбетова с заокеанским кинематографом и американскими продюсерами. К тому моменту он снял один полный метр, радикальную военную драму «Пешаварский вальс», телесериал «Наши 90-е» и ставшую классикой отечественной рекламы серию «Всемирная история от банка Империал» (несмотря на «низкий» жанр, тоже имеющую непосредственное отношение к кино). «Гладиатрикс» был инициативой легендарного продюсера Роджера Кормана и, кажется, не случайно повторял многие сюжетные ходы только-только прогремевшего «Гладиатора» Ридли Скотта. Съёмки проходили в России. Американская сторона предоставила финансирование и двух главных звёзд проекта — моделей Playboy Карен МакДугал и Лизу Дёрган. Фильм является римейком другого кормановского проекта — лихого «эксплуатейшна» «Арена» с Пэм Грир. Под этим же названием «Гладиатрикс» попал на американский рынок — конечно, в сегмент direct-to-video. К слову, годом позже Корман издал в Америке «Пешаварский вальс». Фильм перемонтировали, переозвучили на английском, и назвали «Побегом из Афганистана». Формально, Бекмамбетова можно зачислить в обширный и очень представительный (от Копполы и Скорсезе до Ховарда и Кэмерона) список режиссёров, получивших крещение в лаборатории Роджера Кормана.
«ОСОБО ОПАСЕН» (2008)
кадр из фильма
Жизнь скучного клерка (Джеймс МакЭвой), одинаково вялая на профессиональном и личном фронте, переворачивается, когда однажды ночью он встречает таинственную незнакомку (Анджелина Джоли). В подтверждение судьбоносности их встречи по парню и его новой знакомой начинают стрелять. На утро молодой человек узнает, что принадлежит к тайному ордену наёмных убийц с прекрасным названием «Братство ткачей». Впечатленный качеством и сборами «Ночного дозора», продюсер Марк И. Платт (позже в его фильмографии появятся «Драйв», «Скотт Пилигрим против всех» и «Чем дальше в лес...») несколько лет убеждал руководство студии Universal в том, что экранизацию комикса Марка Миллара («Пипец», «Kingsman: Секретная служба») «Особо опасен» можно и нужно доверить именно Бекмамбетову. Начальство сомневалось, что режиссёр, никогда не работавший в голливудской системе, справится с вверенными ему звёздами (на секундочку, Анджелина Джоли, Морган Фриман и уже заявивший о себе Джеймс МакЭвой) и нешуточным 75-миллионным бюджетом. Сторону Бекмамбетова принял автор комикса Марк Миллар, очарованный его «восточноевропейским безумием». Безумие безумием (известно, что у Миллара язык без костей), но голливудские боссы не прогадали: визионерский талант Бекмамбетова, помноженный на рачительное отношение к выделенным на кино деньгам, дал результат. Картина заработала почти 350 миллионов долларов и до сих пор попадает в новостные ленты благодаря постоянным слухам о возможном сиквеле.
«ДЕВЯТЬ» (2009)
кадр из фильма
Мрачная постапокалиптическая сказка про мир, завоёванный роботами с искусственным интеллектом, и девять кукол гениального учёного, в которые тот вложил человеческие души. Созданная последней, Девятый, встречает своих собратьев, организует бунт против машин и познаёт себя. «Девять» вырос из одноимённой короткометражки Шейна Экера, выдвигавшейся в 2005 году на премию «Оскар». Производством анимационного полного метра занялись компании Тима Бёртона и Тимура Бекмамбетова. Последний выбором подельника в очередной раз доказал свои творческие приоритеты. Бёртон подтянул в проект сценариста «Дома-монстра» и «Трупа невесты» Памелу Петтлер, которая, справедливости ради, сработала менее добросовестно, чем в двух упомянутых мультфильмах. «Девять» угодил в ловушку, типичную для многих режиссёров-визуалистов (а из Экера, которого продюсируют Бёртон и Бекмамбетов, получился визуалист в кубе), распавшись на незаурядную дизайнерскую концепцию и заурядную драматургию. Это первый голливудский продюсерский проект Бекмамбетова, и первая коммерческая неудача, подтверждающая поговорку про первый блин. С другой стороны, как для кома «Девять» чертовски хорош.
«АПОЛЛОН 18» (2011)
кадр из фильма
Официально отменённая лунная миссия «Аполлон 18» таки улетела, но под непроницаемым покровом секретности. NASA молчит, астронавты что-то бубнят о засекреченном задании и холодной войне. На Луне всё идёт наперекосяк: обнаруженный зонд русских (которых здесь быть не должно) раскурочен, пуст и в крови, тёмный кратер неподалёку от зоны высадки манит и пугает, установленный флаг валяется рядом, хотя должен стоять, не шелохнувшись. Хьюстон, у них проблемы. А вот и предтече успешного «Убрать из друзей». Продюсер Бекмамбетов и испанский режиссёр Гонсало Лопеса-Гальего выводят found-footage-хоррор в космос, пополняя базу данных основных страхов псевдодокументальных ужастиков недружелюбной лунной субстанцией. Верстовыми столбами мелькают основные повороты сюжета: высадка, там камешек шелохнулся, Хьюстон, мы то, Хьюстон, мы это, сон под холодным объективом камер наблюдения, камешек уже в модуле. Но страх в «Аполлоне 18» чересчур просчитанный, лишённый обязательной иррациональности. До финала картина доберётся достаточно бодро, где обернётся экотриллером под лозунгом (он один на все экотриллеры) «Не лезьте!». 25-миллионные сборы с лихвой перекрыли 5-миллионный бюджет.
«ФАНТОМ» (2011)
кадр из фильма
Два молодых IT-бизнесмена (Эмиль Хирш и Макс Мингелла) приезжают в Москву, но вместо того, чтобы извлечь коммерческую выгоду и вкусить прелести местной ночной жизни, оказываются в одном из эпицентров вторжения инопланетных захватчиков, жадных до вырабатываемого землянами электричества. Как и в «Аполлоне 18», Бекмамбетов снова работает с режиссёром-«тёмной лошадкой» — Крисом Гораком, на счету которого на тот момент в активе лишь одна постановка: малобюджетная постапокалиптическая фантастика «У твоей двери», получившая лестные отзывы на кинофестивале Сандэнс. Но Горак вовсе не новичок: до того, как обратиться к режиссуре, он был художником-постановщиком таких картин, как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», «Человек, которого не было» и «Бойцовский клуб». Блестящее портфолио, впрочем, никак не сказалось на качестве «Фантома». Бекмамбетов и привезённый в Россию режиссёр-варяг старательно насыщают картину современным российским колоритом, упакованным в 3D. Но «Фантом» всё равно идёт ко дну из-за катастрофически плоского сценария Джона Спэйтса («Прометей»). С финансовой перспективы всё выглядит не так удручающе: $30 млн потратили, $65 млн заработали. Продюсер Бекмамбетор снова вышел сухим из воды.
«ПРЕЗИДЕНТ ЛИНКОЛЬН: ОХОТНИК НА ВАМПИРОВ» (2012)
кадр из фильма
Плод буйной фантазии специалиста по невозможным мэшапам Сета Грэм-Смита («Гордость и предубеждение и зомби» — его рук дело). Остросюжетная басня о противостоянии президента США и вампиров. Кровососы убили мать Авраама, а он подрос, обучился навыкам истребления вампиров и двинул в политику, где продолжил борьбу на новом уровне. Сработавшиеся на «Девяти» Бекмамбетов и Бёртон в 2010 году на двоих приобретают права на роман Грэм-Смита. Тим отдаёт бразды правления другу Тимуру, который во второй раз оказывается у руля большого голливудского проекта с серьёзной сметой. Критика, редко готовая на такие компромиссы, как ярлык guilty pleasure, принимает картину в штыки. Бекмамбетову не дают никаких поблажек, обвиняя в том, что режиссёру «Особо опасного» не удалось усидеть на двух стульях: «Президент Линкольн» даже издалека не напоминает исторический эпик, а «Охотник на вампиров» не желает пугать своего зрителя.
«УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ» (2015)
кадр из фильма
Покончившая с собой год назад Лора Барнс вклинивается в чат своей лучшей подруги и четырёх её друзей. Очень скоро за угрозами о возмездии за свою смерть последуют реальные действия. Количество участников чата начнёт сокращаться самым насильственным образом. Главный голливудский успех Бекмамбетова-продюсера. Как минимум, по процентному соотношению вложенного и заработанного. Онлайн-триллер в реальном времени, выкручивающий на максимум утверждение, что Интернет — это небезопасно. Замысел сделать кино, действие которого сосредоточено исключительно на экране монитора, родился в голове Бекмамбетова и силами молодого кинодраматурга Нельсона Гривза обрёл форму компетентного слэшера, поднимающегося на уровень притчи эпохи 3.0 о взаимодействии интернет-технологий с внешним миром. Будучи локомотивом проекта, Бекмамбетов мудро подключил к его производству и продвижению короля «копеечных» хорроров Джейсона Блюма и его кинокомпанию Blumhouse, ответственную за серии «Паранормальное явление», «Астрал» и «Судная ночь». Из «Убрать из друзей» тоже наверняка сделают киносериал. Коммерческий успех фильма, окупившегося то ли 40, то ли 400 раз, не оставляет продюсерам иного пути.
В производстве
«ХАРДКОР» (2015)
кадр из фильма
Режиссёрский дебют Ильи Найшуллера, два года назад взорвавшего интернет клипом собственной группы Biting Elbows на песню Bad Motherfucker — пятиминутным нон-стоп-боевиком, снятым от первого лица. Бекмамбетов предложил Найшуллеру применить своё ноу-хау в полном метре — англоязычном футуристическом экшне «Хардкор», действие которого разворачивается в Москве будущего. В актёрском ансамбле — постоянный актёр Нила Бломкампа Шарлто Копли, Хейли Беннетт («Великий уравнитель») и Данила Козловский. Фильм должен был выйти в начале этого года, но премьеру отодвинули на более поздний срок. «БЕН-ГУР» (2016)
кадр из фильма
26 февраля 2016 года в американский прокат выходит «Бен Гур» — третий режиссёрский проект Тимура Бекмамбетова в Голливуде. На словах, фильм станет третьей и самой, как говорят боссы MGM и Paramount, близкой к первоисточнику экранизацией «самого влиятельного христианского романа XIX века» Лью Уоллеса об иудейском юноше, чья судьба причудливо переплелась с судьбой Римской империи времен зарождения христианства. На деле же, «Бен Гур» первым делом попадёт под огонь сравнения с главным голливудским пеплумом всех времён, «оскаровским» и кассовым чемпионом — фильмом Уильяма Уайлера.