Все возрасты покорны

Все возрасты покорны

19 июня в столице стартовал 36 Московский международный кинофестиваль, и по традиции в ближайшую неделю здесь будут вести с полей этого культурно-массового мероприятия. Вчера, в частности, удалось посмотреть последний (к сожалению, во всех смыслах) фильм Алена Рене «Любить, пить и петь». Шесть актёров в очень условных, насквозь театральных декорациях разыгрывают незамысловатую историю о дружбе, любви и — что важнее всего остального — взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. 


Две семейные пары узнают, что их ближайший друг Джордж болен раком. Ему осталось жить не более полугода. Они предлагают ему принять участие в постановке любительского спектакля, в котором заняты сами. Он соглашается. Что характерно, нам не покажут не только репетиций, но и самого Джорджа. Весь фильм — диалоги между шестью героями в четырёх декорациях. В какой-то момент из-под земли вылезает крот и начинает за всем внимательно наблюдать. 

Когда речь идёт о поздних фильмах классиков масштаба Рене, всегда важно помнить, что, пользуясь метким замечанием Андрея Аршавина, наши ожидания — это наши проблемы. Прежде всего радуешься тому, что режиссёр по-прежнему в строю и способен здраво мыслить. Впрочем, Рене никогда не требовал к себе какого-либо снисхождения, а снимал то, что было интересно лично ему. И был в этом прав. Начиная с «Только не в губы» градус театральности его постановок неумолимо повышался, и в «Любить, пить и петь», кажется, достиг своего предела. Но отпугивает такой подход (тут уместно вспомнить, что фильм — экранизация пьесы) лишь поначалу. Ближе к середине возникает ощущение, что перед тобой всё-таки кино, а не спектакль, заснятый на плёнку. 

Вполне очевидно, что режиссёр «В прошлом году в Мариенбаде» в преклонные годы мог позволить себе не тратить время на поиски новой формы (хотя, что как не формальный приём все эти заигрывания с театральной эстетикой?). Важнее было донести до зрителя нужные Рене смыслы. Именно этим он и занимался, перенося на экран незатейливые сюжеты, разыгрываемые одними и теми же актёрами. Цепляли, однако, не сюжеты (это относится и к «Любить, пить и петь»), а лёгкость, с которой они были рассказаны. Несмотря на драматические нотки, в каждом кадре всегда чувствовался ироничный прищур автора. Именно отсюда взялся и крот. В некотором смысле, главный зритель разыгрывающихся вокруг Джорджа бурь. 

Очевидно, «Любить, пить и петь» не войдёт в пантеон лучших фильмов Рене, но тот факт, что картина была срежиссирована французом на 91-м году жизни, ничего кроме искреннего восхищения вызвать не может.

Поделиться