Да, так вот про «оскаровскую» церемонию. На этот раз обошлось без каких-то сюрпризов (хотя, тут ещё надо хорошо подумать, когда на «Оскаре» в последний раз настоящие неожиданности случались), но есть несколько моментов, которые всё-таки заслуживают некоторой рефлексии.
Первое. Семь статуэток для «Гравитации». Это совершенно точно не лучший фильм Альфонсо Куарона, но веха в развитии киноязыка. Примерно то же самое говорили об «Аватаре», и говорили напрасно. В случае с Куароном это банальная констатация факта. Он наглядно доказал, что зрителя можно брать за горло с первых минут и делать с ним (зрителем) всё что угодно до финальных титров, демонстрируя идеальный эйзенштейновский «монтаж аттракционов». То есть Киноакадемия пытается идти в ногу со временем, следит за техническими свершениями, интересуется. Раньше было достаточно посадить в кадр двух людей и дать им просто поговорить (такие фильмы, что отрадно, снимаются до сих пор, и это прекрасно), «Оскар» был наготове. Сейчас же, как-никак XXI век на дворе, требуется сочетание ремесленнического совершенства, из серии «сделайте мне красиво», и проникновенной истории со смысловой нагрузкой. По части этой составляющей Куарон в «Гравитации» не так чтобы сильно напрягался, зато задавил всех операторской эквилибристикой гениального (давайте уже называть вещи своими именами) Эммануэля Любецки и спецэффектами, которых не видно.
Второе. Лучшим фильмом стали «12 лет рабства» Стива МакКуина. Прогнозируемо, скучно, закономерно. О рабстве снято достаточно фильмов (строго говоря, и тарантиновский «Джанго» был именно об этом), но фильмов такого уровня на эту тему, пожалуй, не было. Умница МакКуин окончательно превратился в большого голливудского режиссёра, и можно быть уверенным, что Голливуду это пойдёт только на пользу.
Третье. «Оскар» Мэттью МакКонахи. Предсказуемый, но оттого не менее прекрасный финал противостояния двух выдающихся артистов. В отличие от ДиКаприо, Мэттью знает, что такое падение, съёмки в никому не нужных ромкомах и какой-то совсем уж несусветной чуши. У него не было под боком маэстро Скорсезе, а была лишь собственная интуиция и желание не просто вернуться в первый эшелон, а стать примером для подражания. И он стал. Перезапустив карьеру на зависть очень и очень многим. С 2011 года — десять проектов (десятый — «Интерстеллар» Нолана) и десять точечных попаданий. Феноменальное КПД. Поэтому. Аве, Мэттью, аве!
P.S. Леонардо же хочется пожелать веры, сил и терпения. И невозможное станет возможным. Когда-нибудь.
P.P.S. Лучший фильм года, из представленных в номинациях, снял Спайк Джонз.
P.P.P.S. И ещё раз веры, сил и терпения Леонардо.