Рецензия на фильм «Проклятый путь»

«Проклятый путь» – тихая и живая картина о гангстерах. Такое необычное сочетание присуще режиссеру Сэму Мендасу, поставившему в той же манере свой первый Оскаровский фильм «Красота по-американски». Последняя картина более интеллектуальная и зрелая работа театрального режиссера, который традиционной гангстерской теме сумел придать эмоционально-честный характер.

Том Хэнкс играет в картине убийцу Майкла Салливана, члена мафиозной группы во времена «Великой депрессии». В то время, когда многие люди вынуждены зарабатывать на кусок хлеба, ища работу по всей стране, Майкл содержит свою семью за счет заказных убийств. Он надежный и преданный человек для Джона Руни (Пол Ньюман) – босса ирландско-американской банды, который по-отцовски относится к нему. Но вскоре «сытой» жизни Майкла приходит конец. В одну из дождливых ночей, когда Майкл и Коннор (Даниэл Грэг), родной сын Руни, отправляются «припугнуть» нерадивых партнеров, к ним в машину забирается старший сын Салливана, Майкл-мл. (Тайлер Хоклин), чтобы узнать, чем занимается отец по ночам. Майкл-мл. становиться свидетелем незапланированного убийства. Безобидная, на первый взгляд, затея мальчика, становится началом цепочки трагической гибели многих людей. Коннор, боясь, что «дело» жизни отца может рухнуть из-за нелепой случайности, решает «вырезать» семью Салливана. Первыми жертвами становятся жена и младший сын Салливана. Майкл, прихватив чудом уцелевшего сына, покидает банду и скрывается, чтобы отомстить за убийство близких людей.

Пол Ньюман, сыгравший за свою актерскую жизнь много ярких персонажей, наконец-то получил роль, которую можно оценить должным образом. Он играет главаря гангстерской банды дальновидным и мудрым. Мы видим, как самовольная глупость его сына, выбила старика из наезженной годами колеи. Руни чувствует вину за случившееся, совесть его неспокойна и проклятие довлеет над его семьей. Чудовищная ошибка сына, рушит все его дальнейшие планы и делает его старость невыносимой.
Том Хэнкс, которого мы привыкли видеть в положительных ролях, играет убийцу Майкла человечно и не выглядит при этом нелепым, а наоборот, вызывает уважение и симпатию. Актер отметает все предыдущие штампы, наработанные в гангстерских фильмах. Он не кричит (как это было присуще всем играющим до него) и не пытается выглядеть похожим на тех, кто когда-то имел успех в ролях гангстеров. Он не думает о форме, старается органично существовать в предлагаемых сценарием обстоятельствах. Отсюда его роль приобретает глубокий психологизм. Мы видим в фильме живого человека, который мучается и скрывает свои чувства и слабости. Да он стал убийцей, но у него тоже есть совесть и душа. Он любит свою семью и печется о ней, и вынужден заниматься ремеслом душегуба не потому, что любит это дело, а от того, что это его работа.
Хотелось бы отметить очень яркую работу Джуда Лоу в роли убийцы Мэгуайра, имеющего безумную страсть – фотографировать мертвых. Актер нашел гротесковую форму своему персонажу: нелепая шляпа, клоунский костюм, гнилые зубы и раскачивающая походка человека с поврежденным позвоночником и кривыми ногами надолго запомнятся зрителю в исполнении этого прекрасного актера.

Техническая виртуозность и неторопливый темп держат повышенный интерес к происходящему на экране. Талантливый театральный режиссер, работавший в разных жанрах, великолепно чувствующий форму и умеющий работать с актерами, удивляет пониманием, как надо делать кино. В фильме наберется несколько добрых десятков сцен, которые могли бы послужить учебным пособием для студентов по кинорежиссуре. Сэм Мэндес на гангстерском материале сумел создать волнующий, глубокий фильм, затрагивающий проблему отцов и детей. Что в этом жестоком мире заставляет отца быть обязанным сыну? Это касается не только Майкла и его сына, но так же Руни и Коннора, Руни и Майкла. Картина не дает однозначный ответ. Но общая идея в фильме просматривается. Наиболее важным в жизни для этих людей становиться не материальная сторона, а духовная. За все содеянное надо отвечать перед своей совестью.

 

Поделиться