Награды
О персоне
Дэвид Линч родился 20 января 1946 года в городе Миссула, штат Массачусетс. С конца 70-х годов за ним закрепилось амплуа исследователя иррационального, необъяснимого и пугающего. Окончив три высших учебных заведения: Школу искусств Коркорана в Вашингтоне (класс живописи), Филадельфийскую академию изобразительных искусств и Центр продвинутого кинообучения в Лос-Анджелесе; он вихрем ворвался на кинематографический Олимп из года в год, продолжая будоражить своим творчеством умы миллионов людей.
Дэвида Линча считают мастером мрачных, с оттенком сюрреализма, фантазий. Сквозные образы его фильмов часто отталкивают своей физиологией, будь то отрезанное ухо, сдираемый с пальца ноготь или стекло, пронзившее мозг. За десятилетия работы в кино Линч, несомненно, преуспел в двусмысленности. Усилия доказать то, что мир совсем не такой, каким кажется не прошли даром. Его искания оказались особенно близки рефлексирующей Европе и обожающей самосозерцание Японии: за счёт мирового проката ещё не один фильм режиссёра не потерпел коммерческого фиаско.
На вопрос, почему фильмы Дэвида Линча кажутся такими странными, интернетовский сайт режиссёра отвечает: «Они кажутся странными только тому, кто задаёт такие вопросы». И правда, отбросив догматы морали человеческого общежития каждый из нас найдёт «что-то своё» в странностях агента Купера из «Твин Пикса» и Сейлора из «Диких сердцем». У Линча достаточно собственных эксцентричных привычек, чтобы уважать их в других и даже коллекционировать в фильмах. Доподлинно известно, что слово «еда» вызывает у него чувство священного ужаса. Так что вряд ли гости режиссёра могли бы рассчитывать на сытный дружеский ужин: Линч никогда не ест дома.
«Я обожаю жвачный материал, - говорит режиссёр. – Он полон удивительных изгибов и напоминает мозговые извилины». Все его фильмы, по большому счёту, представляют собой нескончаемые лабиринты человеческого подсознания.
Полнометражный дебют Линча – «Голова-ластик» 1977 года – стал одним из самых мрачных и завораживающих фильмов своего десятилетия, где всё происходящее на экране способно привести зрителя в состояние тяжелейшей депрессии. Молодой человек с шевелюрой а-ля Сергей Эйзенштейн на протяжении всего фильма пытается решить, что ему делать со своим «дитятей» - комком плоти и слизи, больше напоминающим перезревший кокон бабочки. Финал истории грустен, но закономерен. Псевдо-отец приносит в жертву своего псевдо-ребёнка. Картина не попала (а точнее была отвергнута) рядом американских фестивалей, но стала хитом кино-андеграунда.
На Линча обращает внимание Мел Брукс, предложивший тому экранизировать историю Джона Меррика – английского уродца XIX века. Так, в 1980 году на экраны выходит знаменитый «Человек-слон». Фильм не плохо идёт в прокате (учитывая сложность темы), номинируется на «Оскар», получает «Сезара» в номинации «Лучший иностранный фильм», в результате чего Линч попадает в поле зрения киномагната Дино Де Лаурентиса. Их сотрудничество рождает одну из самых неоднозначных картин режиссёра – «Дюну» по роману Фрэнка Герберта. Фильмом остались недовольны почти все: поклонники книги, ценители Линча, продюсер, не вернувший вложенных в проект денег, да и сам режиссёр, давший зарок не работать в угнетающем механизме Голливуда.
В 1986 году Линч выпускает «Синий бархат», в котором реализует собственный авторский стиль на все сто. Если в «Голове-ластике» и «Человеке-слоне» можно наблюдать становление режиссёрского почерка, то в «Бархате» Линч постулирует свои правила игры, быстро нашедшие отклик в сердцах критики и любителей всего странного и загадочного. В этом фильме можно увидеть всё то, что полюбит массовый зритель по всему миру во время трансляции «Твин Пикса».
Но до телевизионного триумфа был триумф фестивальный. В 1990 году Дэвид Линч увозит из Канн «Золотую пальмовую ветвь» за «Дикие сердцем» с молодыми Николасом Кейджем и Лорой Дерн. Пародийный сюжет о похождениях Моряка (Кейдж) и Лулы (Дерн) пленит своей бесшабашностью и рок-н-ролльным драйвом. В определённом смысле именно они стали прародителями «Прирождённых убийц» Стоуна и почти всех героев Тарантино из «Бешеных псов» и «Криминального чтива».
В том же году на телеэкраны выходит легендарный «Твин Пикс», наглядно показавший потенциал домашнего экрана, когда речь заходит о нетривиальном сюжете и сильной режиссуре. Агент Купер становится желанным гостем не только в штатах, но и в Европе, а в 1993 году назначает очную ставку и россиянам. В 1992-м Линч снимает предысторию событий, рассказанных в сериале – «Твин Пикс: огонь, иди за мной».
Четыре года спустя, на экраны выходит «Шоссе в никуда», где режиссёр вновь демонстрирует своё умение работать на территории непознанного, странного, загадочного и таинственного. Сюжетные линии отказываются сходиться вместе, герои свободно перемещаются во временно-пространственном континууме.
Тем сильнее было удивление общественности, когда в 1999 году на Каннском кинофестивале Линч представил свою «Простую историю». Фильм был нов (для режиссёра) во всех отношениях. Где карлики, параллельные миры, сквозные персонажи и вся та недосказанность, за которую мир полюбил режиссёра? История оказалась, действительно, простой. Про человеческие отношения – дружбу, любовь, ненависть, непонимание.
В следующем году режиссёр начинает работать над сериалом «Маллхоланд Драйв» для телеканала ABC. Полная творческая свобода во время съёмочного процесса приводит к тому, что руководство не выпускает пилотные серии в эфир. Линч перемонтирует имеющийся материал, проводит ряд досъёмок и привозит картину в Канны. Откуда увозит приз за лучшую режиссуру.
В настоящий момент режиссёр заканчивает работу над полнометражным фильмом «Inland Empire» с участием Лоры Дерн, Джереми Айронса и Гарри Дин Стентона. Интриги добавляет тот факт, что на съёмочной площадке царила полная импровизация. Вместо сценария Линч предложил актёрам тему, от которой они должны были оттолкнуться, доверившись собственной интуиции.
Фото
Смотреть всеКадры
Смотреть всеФильмография
- Актер
- Режиссер
- Сценарист
- Продюсер
- Композитор
- Оператор