В далеком будущем человечеством, расселившимся по множеству планет, управляют Великие Дома, над которыми возвышается Император. Но вся огромная и сложная система межзвездных перелетов зависит от специи — вещества, которое можно найти лишь на одной планете: пустынном Арракисе. Долгие годы Арракисом управлял алчный Дом Харконненов, однако теперь Император передает контроль над планетой Дому Атрейдесов, который намерен не только поддерживать нужный уровень добычи специи, но и достичь перемирия с фрименами — местными жителями Арракиса, враждебно настроенными по отношению к любым чужакам. Но задача эта, конечно же, окажется намного сложнее, чем казалось.
«Дюна» — очередная попытка перенести на экран одноименный роман Фрэнка Герберта, вышедший в 1960-х и немедленно ставший классикой научной фантастики. Хотя экранизировать историю про Арракис пытался чилийский визионер Алехандро Ходоровски еще в 1970-х, его проект до реализации не дошел, а версия Дэвида Линча, снятая в 1984-м, с грохотом провалилась в прокате, хоть и приобрела культовый статус. Дело в том, что роман Герберта не только огромное по объемам, но и многослойное произведение, в котором экология, философия и религия переплетаются с аллюзиями на исторические события и политическими комментариями. И главная победа Дени Вильнёва как постановщика — в том, что ему удалось сохранить хотя бы общие очертания столь сложного комплекса тем в одном фильме.
В основе своей его «Дюна» — история становления героя, рассказывающая о превращении молодого и неопытного Пола Атрейдеса в могущественного и харизматичного лидера. При этом Вильнёв умело связывает семейные коллизии и политические интриги, не забывая подробно показывать мир, в котором происходит действие. Столь подробно проработанной вселенной в фантастике мы не видели, пожалуй, со времен «Аватара»: на фоне монументальной «Дюны» недавние эпизоды «Звездных войн» выглядят ярким, но нелепым фанфиком. Оператор Грег Фрейзер («Звездные войны: Изгой-Один», «Лев») умело демонстрирует эффект масштаба, показывая колоссальные постройки, межзвездные корабли и гигантских червей, на фоне которых люди кажутся еле заметными песчинками. Величественные инопланетные пейзажи дополняет музыка Ханса Циммера (ради «Дюны» он отказался от работы над «Доводом»), привыкшего к работе над проектами эпических масштабов. Об актерской игре и говорить не стоит: весь основной состав демонстрирует привычное мастерство; особо отметить хочется даже не Тимоти Шаламе, а Оскара Айзека в роли его отца, герцога Атрейдеса, и Ребекку Фергюсон в роли наложницы Леди Джессики, которая поначалу держится в тени, но к финалу оказывается едва ли не главной героиней.
При этом, дословной адаптации фанатам книги ждать не стоит. Вильнёв сохраняет лишь центральный сюжет романа, отсекая или сокращая многие второстепенные, хоть и значимые во вселенной «Дюны» линии. Зрителям, не знакомым с книгой, фильм может сначала показаться перегруженным деталями, но сценарий довольно четко обрисовывает расстановку сил в первые полчаса, чтобы затем расставить все фигуры на доске и приготовиться к кульминационной битве. Кое-что из авторских решений может вызвать недоумение (вроде смены пола у одного из важных персонажей), но, как ни странно, при хронометраже длиной два с половиной часа в «Дюне» практически нет лишних сцен. Тем не менее ближе к концу Вильнёв сбивается с темпа, и может возникать ощущение затянутости. Впрочем, сценарий вовремя переключается между персонажами, так что эти потери в ритме повествования не фатальны для восприятия.
«Дюна» при всем ее межпланетном размахе — на удивление цельный фильм, в котором масштабный экшн органично сочетается с семейной драмой и ненавязчивым, но отчетливым социальным комментарием. И это то зрелище, которое стоит видеть на большом экране.