Рецензия на фильм Дени Вильнёва «Дюна»

В далеком будущем человечеством, расселившимся по множеству планет, управляют Великие Дома, над которыми возвышается Император. Но вся огромная и сложная система межзвездных перелетов зависит от специи — вещества, которое можно найти лишь на одной планете: пустынном Арракисе. Долгие годы Арракисом управлял алчный Дом Харконненов, однако теперь Император передает контроль над планетой Дому Атрейдесов, который намерен не только поддерживать нужный уровень добычи специи, но и достичь перемирия с фрименами — местными жителями Арракиса, враждебно настроенными по отношению к любым чужакам. Но задача эта, конечно же, окажется намного сложнее, чем казалось.

«Дюна» — очередная попытка перенести на экран одноименный роман Фрэнка Герберта, вышедший в 1960-х и немедленно ставший классикой научной фантастики. Хотя экранизировать историю про Арракис пытался чилийский визионер Алехандро Ходоровски еще в 1970-х, его проект до реализации не дошел, а версия Дэвида Линча, снятая в 1984-м, с грохотом провалилась в прокате, хоть и приобрела культовый статус. Дело в том, что роман Герберта не только огромное по объемам, но и многослойное произведение, в котором экология, философия и религия переплетаются с аллюзиями на исторические события и политическими комментариями. И главная победа Дени Вильнёва как постановщика — в том, что ему удалось сохранить хотя бы общие очертания столь сложного комплекса тем в одном фильме.

кадр из фильма

кадр из фильма

В основе своей его «Дюна» — история становления героя, рассказывающая о превращении молодого и неопытного Пола Атрейдеса в могущественного и харизматичного лидера. При этом Вильнёв умело связывает семейные коллизии и политические интриги, не забывая подробно показывать мир, в котором происходит действие. Столь подробно проработанной вселенной в фантастике мы не видели, пожалуй, со времен «Аватара»: на фоне монументальной «Дюны» недавние эпизоды «Звездных войн» выглядят ярким, но нелепым фанфиком. Оператор Грег ФрейзерЗвездные войны: Изгой-Один», «Лев») умело демонстрирует эффект масштаба, показывая колоссальные постройки, межзвездные корабли и гигантских червей, на фоне которых люди кажутся еле заметными песчинками. Величественные инопланетные пейзажи дополняет музыка Ханса Циммера (ради «Дюны» он отказался от работы над «Доводом»), привыкшего к работе над проектами эпических масштабов. Об актерской игре и говорить не стоит: весь основной состав демонстрирует привычное мастерство; особо отметить хочется даже не Тимоти Шаламе, а Оскара Айзека в роли его отца, герцога Атрейдеса, и Ребекку Фергюсон в роли наложницы Леди Джессики, которая поначалу держится в тени, но к финалу оказывается едва ли не главной героиней.

кадр из фильма

кадр из фильма

При этом, дословной адаптации фанатам книги ждать не стоит. Вильнёв сохраняет лишь центральный сюжет романа, отсекая или сокращая многие второстепенные, хоть и значимые во вселенной «Дюны» линии. Зрителям, не знакомым с книгой, фильм может сначала показаться перегруженным деталями, но сценарий довольно четко обрисовывает расстановку сил в первые полчаса, чтобы затем расставить все фигуры на доске и приготовиться к кульминационной битве. Кое-что из авторских решений может вызвать недоумение (вроде смены пола у одного из важных персонажей), но, как ни странно, при хронометраже длиной два с половиной часа в «Дюне» практически нет лишних сцен. Тем не менее ближе к концу Вильнёв сбивается с темпа, и может возникать ощущение затянутости. Впрочем, сценарий вовремя переключается между персонажами, так что эти потери в ритме повествования не фатальны для восприятия.

«Дюна» при всем ее межпланетном размахе — на удивление цельный фильм, в котором масштабный экшн органично сочетается с семейной драмой и ненавязчивым, но отчетливым социальным комментарием. И это то зрелище, которое стоит видеть на большом экране.

Поделиться