- О персоне
- Фильмография
- Фото
- Кадры
- Видео
- Награды
- Публикации
О персоне
Михаэль Ханеке родился в актёрской семье Фрица Ханеке и Беатрис фон Дегеншильд. Вторая Мировая Война вынуждала к смене места жительства, неспокойный Мюнхен был покинут в пользу тихого австрийского городка Винер Нойштадт. Студенческие годы Михаэль проводит в Венском университете, занимаясь психологией, философией и театральным искусством. Получив высшее образование, начинает работать (с 1967 по 1970г.) редактором одного из германских телеканалов. С 1970 года пишет сценарии для телевизионных фильмов. На малом экране Ханеке дебютирует работой «After Liverpool» (1974). С 1974 по 1986 год режиссёр снимает восемь телефильмов, параллельно с этим работая на театральных подмостках Вены, Мюнхена, Берлина, Гамбурга.
В 1989 году Ханеке представляет на суд зрителей свой первый полнометражный фильм «Седьмой континент». Картина участвовала в конкурсной программе Локарнского кинофестиваля. В свойственной для Ханеке манере отчуждения зрителю не рассказывается, а показывается жизнь семьи. Ячейка общества из трёх человек (папа, мама, дочь) переживает не лучшие времена, совместное времяпрепровождение проходит почти в абсолютной тишине. Причины молчания не разглашаются. Всё заканчивается тем, что семейство кончает жизнь самоубийством. Стандартный для подобных сюжетов вопрос о причинах в данном случае неуместен. Режиссёр и не собирался что-то пояснять зрителю, он просто показывает, констатирует, фиксирует кинематографическую реальность на целлулоид. Сегодня такой подход можно без сомнения назвать фирменным стилем Михаэля Ханеке, тогда же он только начинал реализовывать собственное видение окружающей действительности посредствам кинематографа.
Если «Седьмой континент» можно рассматривать в качестве серьёзной заявки, то следующую работу режиссёра – «Видео Бенни» (1992) – можно признать полноценным авторским произведением без всяких скидок на профессиональную молодость Ханеке в большом кино. Главный герой фильма – юноша Бенни – схож с кроненберговским Никки Брендом из «Видеодрома». Комната Бенни оборудована не хуже телевизионной студии, в ней ютятся дисплеи мониторов, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеры. У подростка существует лишь одна страсть – бесконечный просмотр второсортных американских ужастиков и любительских съёмок в стиле home-movie. Наибольший интерес Бенни вызывает момент убийства свиньи на ферме. В результате своих видеобдений, когда грань между убийством на экране и реальным насилием стирается окончательно, Бенни становится виновником смерти едва знакомой девочки. Законопослушные родители подростка пытаются скрыть все улики, отправляя сына в туристическое путешествие. Вернувшись из тура, Бенни без особых эмоций сдаётся в руки полиции, сведя на нет все усилия «предков». В отличие от «Седьмого континента» проблематика второй картины Ханеке значительно шире. Тема и контекст фактически те же, но к скрытой критике буржуазного мироустройства здесь плюсуется предостережение, связанное с усилившемся в 90-х годах влиянием теле- и видеопродукции на неокрепшие умы подрастающего поколения. Только через два года на экранах появятся стоуновские Микки и Мэлори («Прирожденные убийцы»), спустя ещё пять молодой француз Матье Кассовиц снимет близкий по духу и настроению «Убийца/Убийцы». Фильм Ханеке не прошёл незамеченным. «Видео Бенни» был удостоен приза ФИПРЕССИ Европейской Киноакадемии.
Следующей работой режиссёра становится «71 фрагмент хронологической случайности» (1994), повествующий о жизни австрийского студента в одночасье превратившегося (как всегда у Ханеке, без внятного объяснения причин) в убийцу. Если в «Седьмом континенте» и «Видео Бенни» объектом своего рассмотрения режиссёр делал родную Австрию, то здесь он вводит в повествование эмигрантов, беженцев из Югославии, пытаясь выйти за рамки внутринационального кинематографа. Картина завершает своеобразную трилогию первого периода творчества Ханеке, трилогию предельной холодности Автора к своим персонажам, и самих персонажей к своему окружению. «71 фрагмент» побеждает на Каталонском международном кинофестивале в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».
В 1997 году Михаэль Ханеке впервые ступает на знаменитую красную дорожку Каннского кинофестиваля в ранге режиссёра конкурсного фильма. Его «Забавные игры» становятся одной из самых обсуждаемых картин французского киносмотра. Во время показа вместе со многими зрителями зал покидает и Вим Вендерс, привёзший в тот год на фестиваль свой «Конец насилия». Этот эпизод выглядит весьма символично, признанный мэтр европейского кино не смог досмотреть картину набирающего обороты соотечественника. Восемь лет спустя они вновь «столкнутся» в Каннах. Ханеке будет представлять «Скрытое», Вендерс презентует «Входите без стука».
После «Забавных игр» режиссёр преступил к работе над фильмом «Время волков», сценарий к которому был написан ещё в начале 90-х. Но планам Ханеке не суждено было сбыться, в последний момент возникли проблемы с финансированием, и стало ясно, что проект в очередной раз повисает в воздухе. Во время вынужденного простоя режиссёру позвонила Жюльетт Бинош, выразив желание поработать вместе. Так стал вырисовываться замысел следующего фильма – «Код неизвестен: Неоконченные истории нескольких путешествий» (2000) – где режиссёр продолжает апробировать приемы, использованные им до этого в «Хронологической случайности». Ханеке выстраивает фрагментарное повествование, где каждая сцена приравнивается к одному плану (временная протяжённость которого зависит от длительности самой сцены). Несколько историй рассказанных «вразброд» под конец сливаются в единую картину современной Франции, современной Европы. Впервые режиссёр говорит не столько о проблемах конкретного человека, сколько о проблемах общества. Фильм был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля (после «Забавных игр» иначе и быть не могло), получив в итоге приз Экуменического Жюри.
Уже через год Ханеке вернётся на Лазурный берег с экранизацией книги Эльфриды Елинек «Пианистка», и увезёт из Канн целых три награды – Гран-При, приз за лучшую мужскую (Бенуа Мажимель) и женскую (Изабель Юппер) роли. Если до этого Ханеке был известен в широких фестивальных кругах, то после каннского триумфа его имя становится известно не только в Европе, но и в США. «Пианистка» идёт в кинотеатрах по всему миру, что для арт-кино является безоговорочным успехом. Получив не только высокие награды, но и возможность выбирать будущие проекты, не особо беспокоясь о финансировании, Ханеке приступает к долгожданным съёмкам «Время волков».
Анна (Изабель Юппер) с семьёй приезжает в свой загородный дом, где их ожидает неприятный сюрприз. Там поселились чужаки, не желающие уходить с насиженного места. В итоге муж гибнет от шальной пули, а Анна с сыном и дочерью вынуждена скитаться по окрестностям. Фильм не смог принять участие в конкурсной программе Каннского КФ по причине того, что возглавлявший в 2003 году Жюри фестиваля Патрис Шеро сыграл во «Времени волков» одну из ролей. Картина была показана вне конкурса, заслужив (как это почти всегда бывает с работами Ханеке) противоречивые отзывы. Кто-то жалел об отсутствии фильма в конкурсе, другие говорили о режиссёрском топтании на месте.
В 2005 году Ханеке представляет в Каннах свою последнюю на сегодняшний день работу – «Скрытое». Перед нами снова семья, конечно же, сытые и довольные жизнью буржуа. И вновь режиссёр наглядно демонстрирует призрачность и хрупкость видимого «счастья», когда забытый эпизод прошлого может болезненно ударить по настоящему. Картина стала фаворитом критиков, многие предрекали «Золотую Пальмовую Ветвь», но Жюри решило иначе. Фильм получил приз ФИПРЕССИ, приз Экуменического жюри, Ханеке стал лучшим режиссёром киносмотра. В конце года Европейская Киноакадемия подвела итоги: «Скрытое» был признан лучшим фильмом года, также получив приз ФИПРЕССИ. Очевидно, Ханеке попал в цель.
«Вопрос не в том к а к я показываю насилие, - говорит режиссёр, - а скорее к а к я показываю зрителю его положение относительно насилия». К этой формулировке можно свести всё творчество Ханеке. Изучая насилие, он изучает зрителя. Изучая зрителя, он делает выводы о современном социуме. Вглядываясь в общество, он обнаруживает в нём насилие. Круг замыкается. А этот тонкий психолог и философ от кино продолжает выносить свой неутешительный вердикт всем нам.
Фильмография
- Актер
- Режиссер
- Сценарист