Пожилая пара Луи (Дарио Ардженто) и Эль (Франсуаз Лебрун) тихонько доживают свой век в большой квартире. Каждое утро он встает и садится за новый сценарий, который никогда не допишет. Она — убирается, перекладывает вещи туда-сюда, ходит в магазин, но из-за прогрессирующей деменции постоянно все забывает, теряется и плачет. Сын Стефан (Алекс Лутц) навещает родителей, но не знает, как им помочь. Луи тоже чувствует себя скверно, у него проблемы с сердцем, и он не успевает помогать жене, которая утрачивает связь с реальностью.
После фильмов «Любовь» и «Экстаз», исследующих молодость, энергию и стремление к саморазрушению, Гаспар Ноэ снял кино о старости. Пережив сердечный приступ и затяжную болезнь собственной матери, режиссер задумался о смерти и тщетности бытия человеческого. «Вихрь», возможно, самая пессимистичная и мрачная картина Ноэ, впрочем, человеколюбием никогда не отличавшегося. И наблюдать это 2,5-часовое погружение в деменцию и разложение физически очень непросто.
В «Вихре» почти нет фирменных приемов Ноэ — разве что в самом финале камера начинает парить над городом, как когда-то в «Необратимости». В остальном фильм сделан самыми аскетичными средствами. Ноэ в самом начале буквально проводит черную черту между Луи и Эль, и фильм продолжается в формате полиэкрана, когда оба героя действуют параллельно друг другу, лишь иногда пересекаясь. Старость и болезнь разделили супругов, они больше не слышат и не чувствуют друг друга, скорее, даже боятся. Эль по неосторожности оставляет открытым газ на плите, либо уходит из дома и пропадает, случайно выбрасывает нужные вещи в туалет. Немощный Луи не успевает следить за ней и не знает, что от нее ждать.
Их дни проходят в рутине и болезни. Престарелый сценарист все еще размышляет о великом кино, пишет очередной важный фильм, сам не понимая, как он архаичен. Пожалуй, согласиться на эту роль итальянскому классику хоррора Дарио Ардженто стоило большой смелости и высокой доли самоиронии. Его времена как большого автора тоже прошли давно. Ардженто играет кряхтящего старика, которого душит больное сердце, лаконично и убедительно, в особенности в длительной сцене сердечного приступа. Смотрится она пострашнее его собственных фильмов, умирание показано максимально буднично и просто. Актриса Франсуаза Лебрун, которая когда-то играла с Жан-Пьером Лео в синефильской классике «Мамочка и шлюха», изображает бабушку в деменции с той же жутковатой правдоподобностью: несчастные потерянные глаза, сиплый голос и постоянное чувство страха и беспомощности.
«Вихрь» не похож на другие большие фильмы о старости, на «Любовь» Михаэля Ханеке или недавнего «Отца» Флориана Зеллера. Ноэ показывает повседневный безобразный быт умирающих в своей квартире одиноких стариков до омерзения и тошноты реалистично.Он создает очень тягостное и клаустрофобное пространство закрытой квартиры с бесчисленными объектами и предметами: книги, посуда, таблетки. Все это производит давящее впечатление. И вихрь смерти постепенно засасывает в себя все это, все, что было для Луи и Эль жизнью. Остается только пустая квартира, пара фотографий над гробом, и больше ничего.