- О персоне
- Фильмография
- Фото
- Кадры
- Видео
- Награды
- Публикации
О персоне
– Если бы я не уделял столько времени и сил съемкам в многочисленных кунг-фу-фильмах, то получил бы эту награду еще двадцать лет назад, – сказал (видимо, полушутя) Джет Ли, когда 14 апреля 2008 года получал приз Гонконгской киноакадемии за лучшую мужскую роль в историческом эпосе «Полководцы».
Что ж, возможно, он и прав. Однако именно кунг-фу-фильмы сделали его знаменитостью мирового масштаба (подобной славой может похвастаться разве что Джеки Чан). Да и в «Полководцах», говоря на чистоту, актерский талант Джета не обошелся без помощи навыков признанного мастера боевых искусств, выступивших в качестве слагаемого общего успеха артиста.
Джет Ли (настоящее имя – Ли Лянцзе) родился 26 апреля 1963 года в Пекине. Он был пятым, самым младшим ребенком в семье (у Джета – двое братьев и две сестры) и любимчиком матери. Отец Ли умер, когда тому было всего два года, и мать ограждала младшего ребенка от всевозможных опасностей: Лянцзе послушно сидел дома, в то время как его сверстники катались на коньках, гоняли на велосипедах и просто озорничали на улицах. Ли был тихим, «домашним», но скорее не потому, что являлся таковым по натуре: просто матери-одиночке, воспитывающей пятерых детей и изо всех сил сводящей концы с концами, было куда проще углядеть за ребенком, который всегда «под рукой». Проблем и так было предостаточно: единственным источником дохода семьи служила скудная заработная плата матери, продававшей автобусные билеты. В возрасте восьми лет мальчика отдали в Пекинскую академию у-шу, и совсем скоро мастера-преподаватели разглядели в новом ученике своего будущего преемника, который, возможно, превзойдет в мастерстве своих учителей.
Успехи Ли в освоении у-шу были поистине впечатляющими: к 11 годам он завоевал 5 золотых медалей национального первенства! Тогда же, начиная с 1974 года, юный Ли начал выезжать за рубеж – команда Академии давала показательные выступления в разных странах мира, от Филиппин до Великобритании. Побывал Ли и в США, где лично встретился с президентом Никсоном. Быстрота реакции, точность и изящество движений юноши поражали его наставников. Ли получил прозвище Джет (англ. jet – реактивный), а в 1981 году уже начал сниматься в своем первом фильме – «Храм Шаолиня». Картина вышла на экран в 1982-м. К тому времени Джет Ли уже перебрался в Гонконг, где производство кунг-фу-кино было поставлено на поток. «Храм Шаолиня» имел невероятный успех, который повлек за собой съемки сиквела и триквела (последний – возможно, многие помнят – демонстрировался короткими частями в программе «Клуб путешественников»).
В 1980-е Джет Ли снялся в ряде кунг-фу-фильмов (когда успешных, когда не слишком), а в 1986-м осмелился попробовать себя в режиссуре, сняв картину «Рожденный защищать», повествующую о приключениях солдата во время второй мировой. Фильм с треском провалился в прокате, вдобавок на съемках Ли получил серьезную травму спины (разумеется, в то время ни о каких дублерах не могло быть и речи – впрочем, для Джета и сейчас, в большинстве случаев, ситуация такова). Беда, как известно, не приходит одна: завязав с режиссурой, Ли снялся в трех картинах – «Аббат Шаолиня» и «Битва дракона» Ло Вэя из-за недостатка звезд в актерском ансамбле вяло прошли в прокате, а «Легенда о фехтовальщике» Цуи Харка угодила на полку. Зато следующая совместная работа Харка и Ли, «Однажды в Китае» (1991), стала настоящей нео-классикой гонконгского кино. Спустя год вышло ее продолжение «Однажды в Китае 2», а в 1993-м увидела свет третья часть – «Стальные когти».
Дальнейшие съемки в гонконгских фильмах свели Джета Ли с такими мастерами жанра, как Юэн Ву-Пин (именно он впоследствии ставил хореографию боев в трилогии «Матрица» и «Крадущемся тигре, затаившемся драконе») и Саммо Хунг, который в 1997 снял картину «Американские приключения» об очередных подвигах знакомого по трилогии «Однажды в Китае» героя.
Для самого же Джета «американские приключения» начались в 1998 году. Первым из голливудских авторитетов гонконгскую звезду разглядел Ричард Доннер, пригласивший Джета на роль злодея в четвертой части «Смертельного оружия». Ли за весьма недолгое (по сравнению с главными персонажами) время пребывания на экране умудрился наделить своего героя харизмой и убедительностью, и актерское мастерство, проявленное в эпизодической роли, принесло свои плоды. Уже в следующем (1999-м) году Джета пригласили на главную роль в романтическом боевике «Ромео должен умереть» (фильм вышел на экраны в конце марта 2000), который при 25-миллионном бюджете собрал в США 56 млн. долларов. Начало голливудской карьере было положено, однако Ли пришлось пойти на своего рода сделку с самим собой, чтобы приспособиться к новым условиям.
– В Америке все гораздо проще, – признался однажды Джет. – В Китае вы приходите в ресторан, и перед вами – три десятка блюд. Вам нужно время, чтобы выбрать. В Штатах же вопрос заключается лишь в том, съедите ли вы гамбургер с картошкой или без. В Китае зритель с интересом будет наблюдать за сценой схватки длиной минут десять, но в Америке не привыкли к таким долгим поединкам. И мне пришлось перестраиваться – планировать сцену боя таким образом, чтобы она длилась всего полминуты, но при этом позаботиться о том, чтобы с точки зрения драматургии она успела вместить в себя завязку, развитие и кульминацию, а по части зрелищности не уступала длинным единоборствам в китайских картинах.
После «Ромео…» Ли взял на заметку Люк Бессон, и новоиспеченная звезда отправилась в Париж. Причем не с пустыми руками, а с готовым сюжетом, который впоследствии Роберт Марк Кеймен и сам Бессон превратили в сценарий боевика «Поцелуй дракона». Джет сыграл китайского полицейского, прибывшего в столицу Франции с особой миссией и обнаружившего, что французский коллега (Чеки Карио) его подставил. Единственной связующей нитью между героем и предателем становится американка (Бриджет Фонда), которую коррумпированный ажан заставил пойти на панель, похитив ее ребенка. Фильм имел успех, собрав в мире около 65 млн. долларов (при этом на производство было затрачено $25 млн.).
А незадолго до этого в жизни и карьере Ли произошли весьма любопытные события. Дело в том, что именно Джету в первую очередь тайваньский режиссер Энг Ли предлагал главную роль в картине «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (2000) – ту самую роль, что досталась потом Чоу Юн-Фату. Режиссер и актер говорили о фильме еще в 1997-м, однако тогда ни тот, ни другой не готовы были приступить к съемкам. Но когда Энг Ли нашел время для производства картины, Джет наотрез отказался от роли и, как потом не раз говорил, ничуть об этом не жалеет. И Энг Ли понял и принял причину его отказа, оказавшуюся трогательной и благородной. Оказывается, за десять лет до того Джет пообещал жене, что, когда та забеременеет, он посвятит ей все свое время, как бы ни были соблазнительны его карьерные перспективы. Как раз перед началом съемок «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» жена Ли была беременна.
– Для меня есть вещи куда более важные и ценные, чем карьера и стремление к материальному благополучию, – прокомментировал ситуацию актер. – Например, держать данное слово.
Помимо «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», Джет упустил еще одно выгодное предложение: братья (тогда еще братья) Вачовски готовы были отдать ему роль второго плана в сиквеле и триквеле «Матрицы». Причина отказа на сей раз была более прозаична: хоть Ли и числил Вачовски в друзьях, однако отдавал себе отчет в том, что съемки в продолжениях «Матрицы» отнимут у него уйму времени, а значит – и возможность участвовать в тех проектах, в которых актер тогда был живо заинтересован.
Кроме уже упомянутого «Поцелуя дракона», среди этих проектов значился и крупнобюджетный голливудский фантастический боевик «Противостояние», но главным интересом Джета были съемки у Чжана Имоу в «Герое» (2002). И если «Противостояние» благополучно кануло в лету, то «Герой» стал вехой в карьере Ли: Имоу требовал от Джета не только и столько искусства бойца кунг-фу, сколько актерского мастерства.
После «Героя», номинированного на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», был проходной боевик «От колыбели до могилы» (2003), чудная урбанистическая сказка «Дэнни – цепной пес» (2005), спродюсированная тем же Люком Бессоном, и, наконец, знаковая для Ли картина «Бесстрашный» (2006), где Джет сыграл историческую личность – основателя Спортивной федерации Цзинь Ву, главного популяризатора у-шу Хо Юаня. Фильм получился неоднозначным, лишенным золотой середины между бойцовскими и актерскими талантами Ли, однако в данном случае для Джета, похоже, важен был сам факт прикосновения к легенде – пепел Хо Юаня стучит в сердце каждого китайца, имеющего касательство к у-шу.
В последние пару лет Джет Ли отметился неудачным, прямо скажем, голливудским экшн-триллером «Война» (2007), уже упомянутым «родным» гонконгским эпиком «Полководцы» (2007), принесшем актеру первую серьезную награду (пусть с опозданием, но все же подтвердившую правомерность его актерских амбиций), и разудалой голливудской фэнтези-стори «Запретное царство», где Джет, наконец, сыграл на пару с заочным соперником по жанровому трону Джеки Чаном.
Сегодня Джет Ли, по его собственному признанию, не намерен более эксплуатировать кунг-фу-кино – этот способ множить актерскую славу себя изжил. В свои 45 Ли дозрел до того, чтобы в полной мере продемонстрировать свой талант характерного актера, и, судя по избранным его работам, настоящая лицедейская слава еще ждет Джета. Правда, его следующий проект, «Мумия 3: Гробница императора дракона», не слишком вписывается в означенные намерения, но Ли давно хотел порадовать детишек парой захватывающих приключенческих лент. «Запретным царством» уже порадовал, и триквел «Мумии» будет не лишним. А время для настоящих ролей и героев еще настанет.
Фото
Смотреть всеКадры
Смотреть всеФильмография
- Актер
- Режиссер
- Сценарист
- Продюсер