Апокалипсис вчера: 5 фильмов-катастроф Роланда Эммериха — от худшего к лучшему

Апокалипсис вчера: 5 фильмов-катастроф Роланда Эммериха — от худшего к лучшему

«Штурм Белого дома» (2013)

кадр из фильма

кадр из фильма

ЧТО ПРОИСХОДИТ После того как в Капитолии взрывается мощное взрывное устройство, команда наемников проникает в Белый дом, захватывая президента США в заложники. Единственный, кто может остановить террористов — охранник Джон Кейл, недавно проваливший собеседование на прием в Секретную службу.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ Хотя в этом фильме Роланда Эммериха нет планетарных катаклизмов или гигантских монстров, по масштабу разрушений «Штурм Белого Дома» вполне может составить конкуренцию какому-нибудь «Армагеддону» или «Геошторму». В отличие от «Падения Олимпа» — еще одного боевика с похожим сюжетом — здесь куда больше внимания уделено разнообразным разрушениям: чего стоит хотя бы сцена воздушного удара по Белому дому. При этом общий пафос постоянно заземляется незатейливым юмором, а сюжет, хоть и насквозь схематичен, все же не сбавляет динамику вплоть до самого финала. Отдельно хочется упомянуть главного злодея в исполнении Джеймса Вудса, который откровенно «крадет шоу» при каждом своем появлении.

«Послезавтра» (2004)

кадр из фильма

кадр из фильма

ЧТО ПРОИСХОДИТ По всей Земле наблюдается серия природных аномалий, и команда ученых пытается предупредить международное сообщество о том, что над планетой нависла угроза нового ледникового периода. Пока политики тратят время на дебаты и бюрократию, оказывается слишком поздно: в Северном полушарии разворачивается цикл природных катастроф — от чудовищного торнадо в Лос-Анджелесе до гигантского града в Токио, — а значительная часть США и Канады оказывается погребена под тоннами снега и льда.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ Сейчас об изменении климата говорят все, но в 2000-х эта тема еще не была настолько заезженной, так что Эммерих оказался в ней пионером. Взяв за основу материал нон-фикшна «Грядущий глобальный супершторм», Эммерих умело использовал потенциал, заложенный в идее резких и необратимых природных катастроф планетарного масштаба. Так что «Послезавтра» стал не только одним из самых громких его хитов, но и первым блокбастером, сюжет которого был целиком построен вокруг климатических изменений. Пусть научная точность большинства событий, изображенных в фильме, невелика, но наблюдать за тем, как Нью-Йорк превращается в снежную пустыню, все равно жутковато.

«2012» (2009)

кадр из фильма

кадр из фильма

ЧТО ПРОИСХОДИТ В конце 2000-х, узнав о том, что в 2012-м Земле грозит глобальный катаклизм небывалого масштаба, правительства стран-лидеров начинают операцию по спасению человечества. Когда наступает роковой год, планету охватывают землетрясения и цунами, изменяющие географию до неузнаваемости. В обстановке всемирной катастрофы горстка выживших пытается добраться до одного из спасительных ковчегов, скрытых в глубине Гималайских гор.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ Через пять лет после выхода «Послезавтра» Эммерих вновь обратился к теме природных бедствий, однако на этот раз связал их не столько с климатическими изменениями, сколько со сдвигами земной коры, якобы предсказанными в календарях древних цивилизаций. Пожалуй, именно в «2012» режиссер достиг наибольшего размаха эсхатологических фантазий: целые континенты уходят под воду, разломы в земле всасывают города, облака вулканического пепла накрывают Лас-Вегас… и даже спасение человечества дается ценой гибели миллиардов людей.

«Годзилла» (1998)

кадр из фильма

кадр из фильма

ЧТО ПРОИСХОДИТ Доктор Ник Татопулос, специалист по мутациям, в срочном порядке вызван на Карибы, где обнаружены следы неизвестного науке гигантского ящера. Вскоре выясняется, что в Тихом океане пробудился динозавр-мутант Годзилла, теперь монстр направляется прямиком в Нью-Йорк, где собирается основать гнездо для размножения.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ Эту работу Эммериха принято критиковать, порой нещадно, но если отбросить фанатский снобизм, то «Годзилла» окажется одним из лучших блокбастеров 1990-х — ярким, динамичным и впечатляющим своим масштабом даже сейчас. Кроме того, Эммерих и в нем оказался первопроходцем: сюжет хоть и связывал появление Годзиллы с атомными испытаниями, но в общем и целом не опирался на наследие японской франшизы, представляя монстра скорее как воплощение дикой природы, чем как предостережение об опасностях заражения экосистемы. По схожему пути Голливуд пойдет только в 2010-х, когда начнет оформляться MonsterVerse, так что фильм Эммериха опередил свое время на добрых полтора десятка лет.

«День независимости» (1996)

кадр из фильма

кадр из фильма

ЧТО ПРОИСХОДИТ 2 июля над крупнейшими городами Земли зависают гигантские корабли инопланетян, которые вскоре наносят по человечеству удар планетарного масштаба. Чудом выжив после разрушения Белого дома, президент США и команда специалистов укрываются в Зоне 51 и в срочном порядке разрабатывают план контратаки. Однако прежде всего им необходимо взломать защитные системы космического флота пришельцев.

ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ Карьера Эммериха как мастера блокбастеров началась со «Звездных врат» (1994), но именно после «Дня независимости» он стал одним из важнейших голливудских режиссеров десятилетия. Фильм не только собрал сумасшедшие по тем временам деньги ($817,4 млн в мировом прокате), но и установил золотой стандарт для фильмов-катастроф на годы вперед. При этом сюжетно «День независимости» представляет собой вариацию на темы, хорошо известные в фантастике еще с 1950-х, однако Эммерих привнес в знакомую историю новые технологии и невиданный доселе уровень зрелищности, превосходно сбалансировав новомодный CGI и традиционные физические спецэффекты.

Поделиться