(реж. Юкио Мисима, 1966)
После неудачной попытки военного переворота члену революционной организации лейтенанту Такэяме приказали казнить собственных товарищей, участвовавших в бунте. За день до назначенной казни он возвращается домой и сообщает молодой жене, что теперь его единственный выход — совершить сэппуку. Она отвечает, что не боится смерти и готова следовать за ним. За этим идут большая чувственная сцена секса и еще более длинная сцена самоубийства.
В черно-белой короткометражке писателя-эстета Юкио Мисимы самым важным оказывается то, как именно снято насилие. В гиперреалистичной сцене харакири Такэяма осторожно трогает свою кожу, долго прицеливается кинжалом и медленно вспарывает живот, корчась от боли, и режиссер рифмует кишки и черную густую кровь лейтенанта со слезами на лице жены. Через четыре года после выхода фильма Мисима на пике карьеры сам предпринял попытку военного восстания с теми же мотивами, что и герои фильма, после чего также совершил сэппуку. Его жена приказала уничтожить все копии картины, но в 2005 году были найдены нетронутые негативы, а сам фильм в таком жутком контексте обрел двойную силу.
(реж. Кеннет Энгер, 1969)
Классик экспериментального кино Кеннет Энгер снял несколько короткометражных фильмов на оккультную тематику, от которых веет аутентичностью и практически осязаемой магией. В самом прямолинейном из них —
«Заклинании моего демонического брата» — основатель церкви сатаны Антон Ла-Вей совершает таинственный ритуал и призывает Люцифера в исполнении Бобби Босолея — убийцы из банды Чарльза Мэнсона, которого Энгер успел снять незадолго до его пожизненного заключения. В невротичном монтаже под тягучий синт-саундтрек, сымпровизированный Миком Джаггером, мелькают книги Алистера Кроули, оккультные татуировки самого режиссера и чучела котов из коллекции Ла-Вея.
Понятно, что людям, взращенным на хоррорах, изображающих оккультную тему с голливудским размахом, идея ритуала в исполнении ряженых хиппи может показаться довольно безобидной. Но стоит только посмотреть фильм в подходящей атмосфере — и становится понятно, что Энгеру, однозначно самому эзотерическому режиссеру, добравшемуся до широкой публики, удалось поймать на экране что-то живое и реальное прямиком из ада.
(реж. Джон Уотерс, 1972)
Местный таблоид называет гротескную обитательницу трейлер-парка Бэбс Джонсон (трансвестит Дивайн на пике экранной харизмы) самым отвратительным существом в мире, что вызывает зависть живущей неподалеку супружеской пары торговцев детьми. Дикий сюжет соперничества двух сторон за такой сомнительный титул оказывается наполненным огромным количеством отвратительного секса и карикатурного насилия, подтверждающих официальный слоган фильма — «Упражнение в плохом вкусе».
Большой эксцентрик и открытый гей Джон Уотерс неприкрыто симпатизирует своим героям-аутсайдерам, нарисованным в романтических тонах, и заставляет зрителей также им сопереживать, пусть даже они маньяки и убийцы. Эстетичная, яркая и наполненная музыкой и абсурдными деталями картина кажется легкой и непринужденной ровно до тех пор, пока Дивайн не начинает не только убивать людей в кадре, но и есть собачье дерьмо прямо на съемочной площадке — в самой гротескной сцене в истории кино.