Бойцы невидимого фронта: 9 фильмов и сериалов о советских разведчиках

Бойцы невидимого фронта: 9 фильмов и сериалов о советских разведчиках

кадр из фильма

кадр из фильма

Советский разведчик Алексей Федотов (Павел Кадочников) под именем Генриха Эккерта отправляется в оккупированную немцами Винницу, чтобы добыть секретную переписку генерала Кюна со ставкой Гитлера.

Сценарий фильма Бориса Барнета основан на пьесе «Подвиг остается неизвестным» Михаила (Исидора) Маклярского, полковника госбезопасности. Одним из прототипов главного героя стал советский разведчик Николай Кузнецов, который под видом немецкого офицера выполнял секретные задания в тылу врага.

«Подвиг разведчика» стал лидером проката 1947 года — фильм посмотрело более 22 миллионов зрителей.

кадр из фильма

кадр из фильма

Экранизация повести Василия Ардаматского «"Сатурн" почти не виден», рассказывающей о группе советских разведчиков, которая внедрилась в немецкий шпионский центр.

Картина Виллена АзароваВзрослые дети») с Михаилом Волковым в роли разведчика Крылова стала хитом проката (48,2 млн зрителей) и положила начало едва ли не первому советскому шпионскому киносериалу: год спустя на экраны вышла вторая часть под названием «Конец "Сатурна"», а в 1972-м была выпущена заключительная часть трилогии — «Бой после победы».

кадр из фильма

кадр из фильма

Сериал Владимира Басова, рассказывающий о разведчике Белове/Вайсе (Станислав Любшин), который завоевал расположение немецкого командования и получил доступ к секретной информации, основан на истории советского разведчика Александра Святогорова и одноименном романе Вадима Кожевникова.

Две первые серии картины заняли по посещаемости восьмое место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. А одного зрителя впечатлили особенно: как рассказывал исполнитель главной роли, именно просмотр картины «Щит и меч» вдохновил Владимира Путина пойти в разведчики.

кадр из фильма

кадр из фильма

Первая глава большой истории разведчика, сына русского аристократа-эмигранта Михаила Тульева (звездная роль Георгия Жженова), который в первой половине 1960-х был заслан на территорию СССР, однако впоследствии перешел на советскую сторону и начал сотрудничать с КГБ.

Картина Вениамина Дормана, до того известного в первую очередь по комедиям «Штрафной удар» и «Легкая жизнь», дала старт культовой шпионской тетралогии, растянувшейся на 18 лет (четвертый фильм, «Конец операции "Резидент"», вышел на экраны в 1986-м). Критики отмечали психологическую проработку персонажей серии, да и с достоверностью «шпионских» нюансов здесь тоже полный порядок — ведь в основу «Ошибки резидента» легла книга, соавтором которой был начальник управления контрразведки КГБ Олег Грибанов, выступивший под творческим псевдонимом Олег Шмелев.

кадр из фильма

кадр из фильма

Шпионская драма Саввы Кулиша рассказывает о фашистском ученом, который разрабатывает психохимическое оружие, и о советских разведчиках, которые должны предотвратить грядущую катастрофу.

Владимир Вайншток писал сценарий для фильма, используя материалы, полученные от КГБ СССР. Учитывая, что в то время в этой сфере почти не было никакой информации, интерес зрителей просто зашкаливал. А вот в том, что касается актерского состава, все было не так безоблачно: Кулиш видел в главном герое только Донатаса Баниониса, однако, у актера было много противников. Только вмешательство режиссера Михаила Ромма и разведчика Конона Молодого, который был прототипом главного героя и техническим консультантом фильма, помогло утвердить актера на главную роль.

кадр из фильма

кадр из фильма

Сериал Татьяны Лиозновой по роману и сценарию Юлиана Семенова о жизни и работе штандартенфюрера СС Штирлица (Вячеслав Тихонов), который на самом деле являлся советским разведчиком Исаевым.

В создании масштабного проекта о советской разведке зримо и незримо принимали участие люди, не понаслышке знавшие о службе на невидимом фронте. Например, сцена с женой Штирлица в ресторане Elephant отсутствует в первоисточнике Семенова. Этот эпизод предложил сам Тихонов, ибо похожую историю ему рассказывал знакомый разведчик. А что касается радистки Кэт, то ее прототипом стала разведчица Анна Филоненко, много лет проработавшая в Латинской Америке.

«Семнадцать мгновений весны» стали настолько популярны у зрителя, что первый повтор состоялся уже через три месяца после премьеры.

кадр из фильма

кадр из фильма

В основу фильма Антониса-Яниса Воязоса с Олегом Далем в главной роли лег роман Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция "Викинг"». А роман, в свою очередь, основан на документальном материале о действиях советской разведки в оккупированном Таллине.

Таллин военных лет снимали в самом Таллине: улицы города не успели сильно измениться за тридцать лет, так что все происходящее выглядело достоверно. Однако пару моментов авторы все же упустили — например, карта Европы, которую зритель видит в первой сцене, является уже послевоенной, а зверства в Варшавском гетто происходили в 1943 году, хотя действия, о которых идет речь в фильме, относятся к 1942 году.

кадр из фильма

кадр из фильма

1943 год. Накануне конференции СССР, США и Великобритании в Тегеран прибывает диверсионная группа, цель которой — убийство глав трех государств. Террористам противостоит советская разведка в лице Андрея Бородина (Игорь Костолевский), у которого появляется неожиданная союзница — переводчица Мари (Наталья Белохвостикова), француженка русского происхождения. Бородин влюбляется в девушку, но драматические события разлучают его с ней на три долгих десятилетия.

Шпионская мелодрама режиссеров Александра Алова и Владимира Наумова с участием звезд не только советского, но и европейского кино (в фильме снялись Ален Делон, Клод Жад и Курд Юргенс), выиграла Московский международный кинофестиваль и стала лидером советского проката (47,5 млн зрителей, если верить официальным данным, но, по словам Владимира Наумова, было продано 100 миллионов билетов). Звучавшая в картине песня Une vie d’amour, написанная Мишелем Леграном и исполненная Шарлем Азнавуром, стала хитом.

Во время съемок режиссеры столкнулись с рядом трудностей. Так, Наумов вспоминал, что провести натурные съемки в Тегеране было невозможно, поэтому в одном из павильонов «Мосфильма» пришлось построить несколько макетов жилых кварталов.

кадр из фильма

кадр из фильма

Телесериал, поставленный режиссером Владимиром Фокиным по одноименному роману Юлиана Семенова, рассказывает о противостоянии советской и американской разведок.

У нескольких героев были реальные исторические прототипы: «Трианон» (Борис Клюев) в реальности был Александром Огородником, сотрудником отдела Америки, Виталий Славин (Юрий Соломин) — Вячеславом Кеворковым, генералом КГБ, а Константин Константинов (Вячеслав Тихонов) — Виталием Бояровым, первым заместителем начальника контрразведки КГБ.
Помимо художественной, у сериала была еще и политическая задача: день премьеры был согласован в Политбюро ЦК КПСС, чтобы картина отвлекла советских граждан от Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе, которую бойкотировал СССР.

Поделиться