Братья Вайнштейн против братьев Гримм: 7 киноверсий классических сказок

Братья Вайнштейн против братьев Гримм: 7 киноверсий классических сказок

«Охотники на ведьм» (2013)

кадр из фильма

кадр из фильма

До Оза Перкинса сказкой о Гензеле и Гретель (она же «Пряничный домик») заинтересовался норвежец Томми Виркола, для которого пропуском в Голливуд стал синефильский пародийный зомби-хоррор «Операция "Мертвый снег"». Виркола решил снять что-то вроде продолжения истории брата и сестры, выживших в схватке с ведьмой: герои повзрослели (их сыграли Джереми Реннер и Джемма Артертон) и, мстя судьбе за трудное детство, посвятили себя истреблению нечисти. «Охотники на ведьм» выглядят не такими киноманскими, как норвежские ленты Вирколы, но стилизация под фэнтези категории «Б» получилась веселой и довольно точной. Да и в мировом прокате кино выступило относительно неплохо: $226,35 млн при бюджете $50 млн.

«Белоснежка и охотник» (2012)

кадр из фильма

кадр из фильма

Взглянуть на пугающую, если вдуматься, сказку братьев Гримм «недиснеевскими» глазами пытались неоднократно, и в результате сформировалась довольно богатая подборка нестандартных экранизаций «Белоснежки» — в диапазоне от почти чистого хоррора (причем в телевизионном формате) до оммажа «великому немому». В этом ряду фильм Руперта Сандерса — самый звездный и самый голливудский. При этом исполнителям заглавных ролей даже не пришлось напрягаться: Кристен Стюарт просто перекочевала из одной сказки в другую, а Крис Хемсворт поменял Мьёльнир на пару боевых топоров. Чудеса актерского мастерства продемонстрировала лишь Шарлиз Терон — перевоплощение артистки в сказочную злодейку и стало главным аттракционом фильма. Спустя четыре года вышел сиквел, но успеха он не имел.

«Белоснежка: Месть гномов» (2012)

кадр из фильма

кадр из фильма

В Голливуде похожие проекты нередко ходят парой, и в том же 2012-м вышла еще одна экранизация «Белоснежки» — куда более претенциозная, чем «Белоснежка и охотник». Фильм Тарсема СингхаКлетка») с Джулией Робертс в роли Злой Королевы принято ругать больше, чем более понятную и лишенную эклектики картину Сандерса, но, несмотря на все огрехи, «Месть гномов» выглядит ярче и веселей. Кино Тарсема начисто лишено драматизма: это граничащий с трэшем (с прокатным рейтингом PG!), но богато костюмированный капустник, увенчанный коллективной пляской в болливудском стиле — так лихо над братьями Гримм, пожалуй, не глумился еще никто. Возмездие за разгулявшееся воображение не заставило себя долго ждать: при бюджете $85 миллионов фильм собрал в мировом прокате всего $183 миллиона.

«В компании волков» (1984)

кадр из фильма

кадр из фильма

Попытка обыграть сказку о Красной Шапочке во фрейдистском ключе — решение чересчур очевидное, а потому таящее в себе немало опасностей. Но риск скатиться в банальность или, наоборот, сгинуть в водовороте, выражаясь по-набоковски, «либидобелиберды» нисколько не испугал начинающего ирландского режиссера Нила Джордана (до «Интервью с вампиром» оставалось еще десять лет). В результате получился самый эстетский и провокационный вервульф-хоррор 80-х — и это в десятилетие, подарившее субжанру такие хиты как «Вой» (1981), «Американский оборотень в Лондоне» (1981), «Волчонок» (1985) и «Серебряная пуля» (1985). Любопытно, что формально сценарий фильма основан на одноименном рассказе Анджелы Картер из сборника «Кровавая комната», однако отсылки к сказке Шарля Перро очевидны.

«Красная Шапочка» (2011)

кадр из фильма

кадр из фильма

В 2008 году Кэтрин Хардвик сняла первую часть «Сумерек» и, видимо, хорошенько зарядилась сказочной атмосферой: три года спустя постановщица выдала на-гора собственную интерпретацию «Красной Шапочки». Получилось проходное кино (причем далекое от сюжета сказки Перро), примечательное разве что антуражем абстрактной вневременной деревушки (среди сказочных персонажей замечены также три поросенка, а вот без семерых козлят, к счастью, обошлось). Хардвик после «Сумерек» по инерции сняла не столько хоррор или стилизацию под классическую сказку, сколько мелодраму о девичьих страданиях — здешнюю главную героиню в исполнении Аманды Сайфред родители выдают замуж за кузнеца, а любит она, конечно же, дровосека. Кузнец, как мы знаем из другой картины (куда более талантливой), нам не нужен, да и в очередной версии «Красной Шапочки», признаться, тоже не было острой необходимости.

«Малефисента» (2014)

кадр из фильма

кадр из фильма

Собственные версии истории Спящей Красавицы есть и у Перро, и у братьев Гримм, а в 1959 году студия Disney выпустила по сказке полнометражный мультфильм. Полвека спустя тем же диснеевцам пришло в голову пересказать историю от лица злодейки Малефисенты. Сначала за постановку планировал взяться, но затем режиссуру поручили дебютанту Роберта Стромберга, и весь груз ответственности за результат лег на хрупкие плечи исполнительницы заглавной роли — Анджелины Джоли. На ней в «Малефисенте» все и держится: пока режиссер мечется между ревизионистской сказкой и чем-то вроде мелодрамы с экологическим уклоном, Джоли намертво приковывает к себе взгляд. О том, насколько органично актриса вжилась в роль, свидетельствует тот факт, что в гриме и костюме Малефисенты она перепугала всех детишек на съемочной площадке, кроме собственной дочери: один ребенок даже попросил маму запретить «этой злой ведьме» с ним разговаривать. Зрители в свою очередь сделали фильму отличную кассу ($758,4 млн во всем мире при $180-миллионном бюджете), что позволило через пять лет выпустить сиквел — увы, менее успешный ($491,7 млн в мировом прокате).

«Братья Гримм» (2005)

кадр из фильма

кадр из фильма

Несмотря на то, что картина Терри Гиллиама не основана на какой-то одной конкретной сказке (это коктейль из нескольких сказочных мотивов и реальных фактов из жизни братьев Гримм и прочих исторических личностей — например, печально известной графини Батори), без него в этой подборке не обойтись. Хотя бы потому, что практически всё, к чему прикасается Гиллиам, превращается в настоящую сказку, даже когда режиссеру вставляют палки в колеса. Производство «Братьев Гримм» продвигалось со скрипом: Гиллиам и Тони Гризони практически полностью переписали сценарий Эрена Крюгера; оператор Никола Пекорини, с которым режиссер отлично сработался на съемках «Страха и ненависти в Лас-Вегасе», был уволен и заменен на Ньютона Томаса Сигела; съемки были прерваны на несколько месяцев, и за это время Гиллиам успел снять «Страну приливов». Наконец, Терри поссорился с продюсировавшими фильм братьями Вайнштейн, и в итоге на экраны вышло не совсем то кино, которое Гиллиам задумывал. «Братья Гримм» провалились в прокате ($105,3 млн мировых сборов при $88-миллионном бюджете) и собрали урожай негативных рецензий (у фильма лишь 38% положительных отзывов на Rotten Tomatoes), но даже в таком несовершенном виде картина выглядит интереснее, чем большинство ревизий сказок последних лет. Не в последнюю очередь благодаря блестящим актерским работам Хита Леджера, Мэтта Деймона и, конечно же, Моники Беллуччи, сыгравшей злую колдунью.

Поделиться