Зрительский рейтинг на IMDb: 8,0/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 95%
Мировые сборы: $88,2 млн
История о жителе городка Хэллоуин Джеке Скеллингтоне, решившем устроить людям жуткое, в хэллоуинском стиле, Рождество (из самых лучших побуждений!) — полнометражный дебют Генри Селика, одного из самых оригинальных голливудских мультипликаторов. Однако своим существованием этот кукольный мюзикл обязан прежде всего Тиму Бертону, который еще в 1982 году написал трехстраничную поэму «Кошмар перед Рождеством», работая аниматором на студии Disney (да-да, у Тима давняя история отношений с «мышиным домом»).
Результатом сотрудничества Бертона и Селика стал общепризнанный шедевр — и первый в истории Disney мультфильм, в котором студия отошла от техники традиционной рисованной анимации.
Зрительский рейтинг на IMDb: 8,0/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 96%
Мировые сборы: $632,3 млн
Своеобразный веселый ответ студии Pixar на страшную сказку Жене и Каро «Город потерянных детей»: монстры из параллельного мира получают энергию для своего городка из криков малышей, проникая в детские среди ночи. Однажды вход в реальный мир срабатывает в другую сторону: в параллельную реальность проникает любопытная маленькая девочка, которую огромный пушистый монстр Салли и его маленький одноглазый друг Майк Вазовски назовут Бу и с которой, конечно же, подружатся.
У Pixar все, как обычно, не просто так: во-первых, «Корпорацию монстров» в качестве терапевтического средства можно показывать детишкам, которых мучают ночные кошмары — никакие монстры будут не страшны; во-вторых, моментами мультфильм и вправду выглядит как остроумное исследование детских страхов. А еще «Корпорация монстров» стала самой кассовой анимационной картиной своего времени и в 2013 году обзавелась приквелом под названием «Университет монстров».
Зрительский рейтинг на IMDb: 8,6/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 97%
Мировые сборы: $347,7 млн
По-настоящему жуткая, если вдуматься, история о девочке Тихиро, которая вместе с матерью и отцом очутилась в городе призраков, демонов и оборотней — там ее родители превратились в свиней, а ей самой, чтобы вернуть им человеческий облик, пришлось пойти в услужение к ведьме Юбабе.
Это самый известный мультфильм великого японского сказочника Хаяо Миядзаки и, наверное, самая титулованная анимационная картина в новейшей истории — в ее активе «Оскар» и «Золотой медведь» Берлинале. Кроме того, «Унесенные призраками», в которых сталкиваются приметы жизни современной Японии и местные древние легенды и мифы, представляется идеальным вариантом для первого знакомства с японским фольклором — другими словами, это точка входа в тот пласт аниме, в котором обыденность превращает в сказку, нередко — страшную.
Зрительский рейтинг на IMDb: 7,3/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 84%
Мировые сборы: $117,2 млн
Накануне свадьбы Виктор чудесным образом оказывается в мире мертвых, где ему тоже предоставляется шанс связать себя узами брака — только уже не со своей земной избранницей Викторией, а с мертвой невестой по имени Эмили.
В «Трупе невесты» в полной мере отразилась вся любовь Тима Бертона к макабрическому веселью, готике и романтике: в этом смысле в фильмографии режиссера мультфильм стал чем-то вроде анимационного аналога игровой картины «Эдвард Руки-Ножницы». Выполнен «Труп невесты» в уже обкатанной стилистике «Кошмара перед Рождеством»: получилось не так ярко и музыкально, как у Селика, зато лирики и отсылок к европейскому фольклору и романтической литературе здесь, пожалуй, даже больше, чем в мюзикле о противостоянии Хэллоуина и Рождества.
Зрительский рейтинг на IMDb: 7,4/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 95%
Мировые сборы: $192,6 млн
Первый полнометражный мультфильм об изобретателе Уоллесе и его верном псе Громите. На этот раз Уоллес экспериментирует на подопытных кроликах с перемещением сознания, а тем временем в округе появляется гигантский кролик-оборотень, по ночам совершающий опустошительные набеги на соседские огороды.
Уморительно смешной пластилиновый мир на протяжении пяти лет кропотливо создавали 250 человек под руководством Ника Парка и Стива Бокса — авторов трех предыдущих короткометражных мультфильмов про Уоллеса и Громита. Результат превзошел все ожидания: пародия на британские хорроры категории «Б» и в то же время на классический английский деревенский детектив получила «Оскара» как лучший анимационный фильм года и заняла вторую строчку в списке самых кассовых кукольных мультфильмов, уступив лишь «Побегу из курятника» того же Парка.
Зрительский рейтинг на IMDb: 6,6/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 75%
Мировые сборы: $140,2 млн
Городская легенда о трех друзьях, обнаруживших, что дом через дорогу — не просто дом, а самое настоящее чудовище, в ненасытном чреве которого бесследно исчезают не только вещи, но и люди. Ребятишкам, конечно же, никто не верит, так что в преддверии Хэллоуина им приходится противостоять монстру своими силами.
$75-миллионная motion-capture-анимация задолго до сериала «Очень странные дела» провозгласила моду на 80-е и детишек в опасности — действие мультфильма происходит в 1983 году. Неудивительно, что продюсировали «Дом-монстр» люди, тогдашнему творчеству которых мультфильм обязан своим существованием — Стивен Спилберг и Роберт Земекис. Местами получилось и вправду страшненько, но преобладают здесь все же ностальгическая и лирическая интонации.
Зрительский рейтинг на IMDb: 7,7/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 91%
Мировые сборы: $124,6 млн
Переехав с родителями в новый дом, Коралина Джонс обнаруживает в нем потайную дверцу, через которую попадает в Потусторонний мир. В этом мире у нее тоже есть родители («другие» родители): они выглядят так же, как настоящие (правда, у них пуговицы вместо глаз), они необычайно приветливы и не ругают ее за шалости, они готовы выполнить любой каприз Коралины и дать девочке то, чего ей не хватает в реальном мире. Бедняжка слишком поздно понимает, что все прелести Потустороннего мира — опасная ловушка для детей, которых, как им кажется, родители любят недостаточно сильно.
Еще одна блистательная работа Генри Селика — на этот раз без участия Тима Бертона, зато с одной из лучших авторских «страшных» сказок современности, написанной англичанином Нилом Гейманом, автором «Звездной пыли» и «Американских богов». Изобретательной жути здесь хватит на пять детских страшилок, и ничего более значительного в мире кукольных страшилок после «Коралины» не происходило — вместе с «Кошмаром перед Рождеством» и «Трупом невесты» экранизация сказки Геймана составляет условную трилогию детских хоррор-шедевров в технике stop motion.
Зрительский рейтинг на IMDb: 7,1/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 44%
Мировые сборы: $358,4 млн
В наше время граф Дракула превратил свой замок в отель «Трансильвания», где разнообразные монстры, известные по классическим фильмам ужасов студии Universal, могут отдохнуть от кошмаров суетного мира людей. Случайно сюда забредает молодой турист, в него влюбляется дочка Дракулы, и жизнь графа-вампира и его гостей превращается в веселый кавардак.
Большинство критиков не оценило попытку выходца из СССР Геннадия Борисовича Тартаковского превратить голливудское хоррор-наследие в суматошный детский аттракцион, но зрителям было наплевать на их мнение: проголосовав долларом, они сделали мультфильму сборы, вчетверо превышающие его бюджет. В итоге «Монстры на каникулах» стали прибыльной франшизой — в 2021 году на экраны выйдет уже четвертый мультфильм серии.
Зрительский рейтинг на IMDb: 7,0/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 88%
Мировые сборы: $107,1 млн
Мальчик Норман из маленького городка в Массачусетсе видит мертвых людей. И не только видит, но и может с ними разговаривать, и эта сверхспособность оказывается как нельзя кстати, когда, согласно проклятию ведьмы, город подвергается нападению восставших мертвецов. Задача Нормана — разобраться со злодейкой, пока бедолаги-зомби и местные жители с вилами и дробовиками наперевес не перебили друг друга.
Еще одна кукольная страшилка студии Laika, выпустившей «Труп невесты» и «Коралину». На этот раз создатели опирались не только на классические зомби-хорроры, но и на выдающиеся школьные комедии Джона Хьюза (в чем режиссеры Крис Батлер и Сэм Фелл охотно признались), ведь Норман — хрестоматийный ребенок-изгой.
Зрительский рейтинг на IMDb: 6,9/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 87%
Мировые сборы: $81,5 млн
Мальчик по имени Виктор Франкенштейн делает большие успехи в естественных науках, снимает любительские фильмы и души не чает в своем бультерьере Спарки. И когда Спарки погибает под колесами автомобиля, Виктор решает его воскресить. Маленькое симпатичное «чудовище» Франкенштейна раздражает взрослых, которые не могут понять, что Спарки, выглядящий после воскрешения слегка монструозно, остался добрым игривым щенком, а тут еще и соперники Виктора по школьному научному конкурсу, украв разработки юного ученого, тоже принимаются воскрешать животных, что приводит к опасным последствиям.
Этот черно-белый stop motion, основанный на раннем одноименном получасовом фильме Тима Бертона, стал признанием режиссера в любви к классическим хоррорам Universal во главе с «Франкенштейном» Джеймса Уэйла. Любопытно, что сам Бертон не планировал возвращаться к сюжету короткометражки, которую «мышиный дом» в свое время забраковал, сочтя ее слишком страшной для показа детям, но студия сама обратилась к режиссеру с просьбой снять полнометражный анимационный ремейк «Франкенвини».
Зрительский рейтинг на IMDb: 6,8/10
Рейтинг критиков на Rotten Tomatoes: 77%
Мировые сборы: $108,3 млн
По ночам на улочки города Сырбург из канализации вылезают коробяки — тролли, живущие в картонных коробках как улитки в раковинах. Жители города считают, что коробяки похищают их детей и воруют сыр, а охотой на троллей занимается отряд Красношапочников. Однако реальное положение вещей сильно отличается от официального расклада сил: монстры — не такие уж монстры (по правде говоря, и вовсе не монстры), а охотники на них — уж точно не достопочтенные джентльмены.
И еще один кукольный мультфильм от Laika — на сей раз в антураже викторианской Англии, вернее — альтернативного сказочного мира, похожего на викторианскую Англию. «Семейка монстров» даже не думает прикидываться бесхитростной сказочкой: звучит пугающе, но это полноценный социально-исторический комментарий. Правда, довольно смешной.