Можно как угодно относиться к Питеру Джексону, но одного у него не отнять: он действительно любит кино. И то, что именно он экранизировал Толкина, большое всех нас зрительское везение. И когда он закончил с хоббитами, мы, конечно, с нетерпением ждали – что дальше? А дальше вот – «Хроники хищных городов». Тоже экранизация, но уже современного автора – Филипа Рива с его «Смертными машинами» 2001 года. В режиссерском кресле, правда, не Сам, а его, можно сказать, подмастерье Кристиан Риверс – дебютант в полнометражном кино. Как режиссер. И взаимоотношения этих двух людей в этом проекте я бы предложил воспринимать так: Джексон отдал Риверсу режиссуру по любви. По любви к кино.
А для любви тут есть огромное пространство. Прошло 1600 лет после Шестидесятиминутной войны, которая произошла в 3718 году и навсегда изменила человеческую цивилизацию. Высокие технологии заменены аналоговыми, и огромные города-танки перемещаются по земному шару, поглощая братьев меньших. Впрочем, в отличие от наших устоявшихся представлений о постапокалиптических вселенных, городам хищным нужны лишь ресурсы, жителям захваченных городов предоставляется свобода и рабочие места. Мало того, в одном из самых крупных таких городов-крепостей Лондоне даже есть музей. Впрочем, на периферии территорий происходят вещи все равно достаточно ужасные. Но и в самом Лондоне, и за его пределами есть место заговорам, мести, работорговле и мечтам о свободе…
Визуально в «Хрониках» все так, что и Джордж Миллер, полагаю, снимет шляпу. Чего стоят одни многометрово утопленные в грунт следы от гусениц. Сами города – от мегаполисов на гусеничном ходу до передвижных тюрем-мокриц – заслуживают предельного восхищения. Да и на уровне идей тут все в порядке: идеология «муниципального дарвинизма», Шестидесятиминутная война, музей современных нам артефактов – наше время именуется «веком дисплеев» (screen age) и т.д. В деталях дается мощнейший замес из различнейших киноотсылок: «Терминатор», «На волне ужаса», «Безумный Макс» (ну как без него?), мульты Миядзаки, «Звездные войны» и др. и пр. Но, что важно, авторы «Хроник» не используют их в качестве киноманских цитат, а выдают некие образы из общего культурного сплава.
Так или иначе, «Хроники» – это очень большое кино (которое, подозреваю, мы только начали смотреть). А тут есть на что смотреть и есть за что любить. Да, фильм в некоторой степени подростковый (такова была и книга), и этот факт тянет за собой соответствующую драматургию. У героев – особенно юных – мысли коротковаты, а монологи длинноваты. Но это не мешает ему пройтись многотонными гусеницами по различным «Фантастическим тварям» и многим любимцам фестивальной публики.
Денис Крюков