Фильм недели по версии Kinomania.ru: «Холодная война» Павла Павликовского

Смотреть онлайн •••Смотри онлайн РЕКЛАМА 18+ Рекламное объявление ERID: F7NfYUJCUneGW3ad5b58 РЕКЛАМА 18+ ×

От современного польского фильма, действия которого начинают разворачиваться в 1949 году, да еще и с названием, прямо отсылающим к противостоянию демократии и социализма, прежде всего ожидаешь высказываний относительно железного занавеса и всего остального с ним связанного. И да, железный занавес в фильме Павликовского, получившего приз за лучшую режиссуру в Каннах, действительно сыграет немаловажную роль. Однако правдорубам придется попридержать свои топоры: «Холодная война» не спешит линчевать идеологию соцлагеря. Это вообще фильм о любви, а название – метафора.

Виктор со своей коллегой ездят по польским городам и весям с тем, чтобы отобрать лучших из лучших для ансамбля фольклорной музыки «Мазурек». На очередном прослушивании Виктор замечает Зулу, фактурную блондинку с непростым характером и с еще более непростым прошлым. Зула становится примой ансамбля, а слегка скучающий на народном творчестве Виктор закручивает с ней роман. Роман оборачивается любовью всей жизни, а «Мазурек» с Зулой на первом плане – предметом государственной гордости. Через пару лет на гастролях в Берлине Виктор незаконно переходит в западный сектор – он звал с собой и Зулу, но та в последний момент передумала. Спустя еще несколько лет мы обнаруживаем  Виктора в кумаре парижской богемной жизни, где он вместо свободы творчества находит правила зарождающегося шоу-бизнеса. Но Зула приедет на гастроли, и они встретятся вновь. Так они и будут встречаться и расходиться в течение 15 лет, а железный занавес, как футбольный арбитр, будет пытаться расставить в их взаимоотношениях все по полочкам, но эти двое готовы пожертвовать любыми полочками ради одной встречи друг с другом…

Конечно же, глядя на фильм Павликовского, в первую очередь приходит в голову другой каннский лауреат – «Артист» (правда, он получил призы лишь за актерские работы: дюжарденовскую и собачью). Ч/б, квадратный экран, легкость повествования и прочие стилистические прихваты – они и правда похожи. Но при этом Павликовский легко избегает сравнений с сибаритским конфетти «Артиста»: при внешних сходствах интонационно это совершенно разные картины.

Главные достоинства «Холодной войны» – это такт и темп.

Такт режиссер выказал в том, что, выбрав черно-белое изображение, он отказался от стандартной европейской позиции: Запад – все хорошее, Восточный блок – страх и ненависть. Не идеализируя суровые правила соцлагеря, он ни разу не нажимает на охочую педаль большинства либеральных авторов и не выдает мнимый трагизм польского совдепа за собственную драматургию. И это прежде всего говорит о том, что Павликовский выбрал очень правильную дистанцию как к своим героям, так и к окружающей их действительности.

«Холодная война» уже одним своим названием намекает на тягостную вялотекучесть. А присовокупив сюда еще народное творчество, реалии послевоенной Польши и стилизованное черно-белое изображение, ожидаешь скуку смертную. Однако не тут-то было. Павликовский сразу задает темп, перенося зрителя из одной сцены в другую, разделенные между собой годами. Легкими штрихами режиссеру удается в целом показать все то, что осталось за кадром. И это «закадровое» несомненно добавляет объема персонажам и повествованию в целом. Он умышленно отказывается от разжевывания исторических фактов, свойственное большинству байопиков. И, кстати, да, «Холодная война» – это реальная история любви, история любви родителей Павликовского.

Денис Крюков

Поделиться