На этой неделе в прокат вышел «Марсианин» сэра Ридли Скотта, и пройти мимо сего факта нет никакой возможности. Мэтт Деймон играет астронавта Марк Уотни, в силу субъективных причин объективного характера застрявшего на красной планете на неопределённый срок. Точнее, ровно до того момента, пока не закончится провиант на станции. Но Уотни не собирается сдаваться! Будучи биологом, он возделывает картофельные грядки (!), раздумывая над тем, каким именно образом можно выйти на связь с НАСА. После того как это удаётся сделать, лучшие умы человечества начинают биться над почти нерешаемой задачей — возвращение Уотни на Землю.
Вернувшись из библейских времён (командировка, прямо скажем, не задалась) Скотт обращается к космическим безднам, в которых кое-что понимает. Однако настоящим демиургом в «Марсианине» является не режиссёр-постановщик, а сценарист — Дрю Годдар. Автор «Монстро», «Сорвиголовы» и «Хижины в лесу» верен себе. История Марка Уотни содержит все необходимые для успеха компоненты: драматизм, мягкий юмор и великолепный саундтрек (отдельное спасибо за Дэвида Боуи). Думается, картина могла бы стать настоящим прорывом, сними её сам Годдар. Но её снял Скотт, и это вызывает вопросы на базовом, фундаментальном уровне.
Наличие в титрах имени такого масштаба как Скотт волей-неволей заставляет сконцентрироваться на фигуре режиссёра. Каким бы не был сценарий (плохим или хорошим, это не имеет принципиального значения), всё сводится к его реализации на экране. Собственно тому, как этот сценарий видит человек, решивший его визуализировать. И стоит признать, что фигура постановщика в «Марсианине» сведена к роли подносителя снарядов, банального экранизатора. Говоря проще, Скотта здесь нет, а есть лишь добротно рассказанная история. С n-нным количеством штампов, парочкой провисаний и прекрасной Кристен Уиг, играющей здесь непонятно что и непонятно зачем.
Делает ли эта констатация «Марсианина» хуже, чем он есть на самом деле? Нет, отнюдь. Это совсем нестыдный мейнстрим, собранный (как конструктор Lego) по всем законам жанра. Обидно здесь лишь то, что выдающийся английский режиссёр Ридли Скотт выглядит статистом на фоне разухабистого сценария Дрю Годдара.