Изо всех Сил

Изо всех Сил

Ну так вот про далёкую-далёкую галактику. Пересказывать сюжет смысла нет. Там, как говорят в таких случаях, полный набор: штурмовик-афроамериканец, прекрасный артист Драйвер в поцарапанном шлеме, Харрисон Форд собственной персоной и, конечно, Чубакка. Кроме всего прочего, имеет место гениальное камео Дэниела Крэйга. Но ведь понятно, что новые «Звёздные войны» в самую последнюю очередь про «что», и даже «как». Главным вопросом тут является «зачем?». 


Честный ответ лежит на поверхности и не стоит ходить вокруг да около. Мышиная империя обеспечила безбедную старость Лукасу, его детям, внукам и правнукам ради того, чтобы заработать на франшизе «Звёздные войны» пару десятков миллиардов долларов. Думается, вложенные в покупку средства (около $4 млрд) отобьёт уже «Пробуждение силы» (с учётом продажи сопутствующих товаров и т.д.). Nothing personal, it's just business. А вот дальше начинается самое интересное. Когда точка невозврата пройдена, то есть принципиальное решение о создании разветвлённой киновселенной принято, надо думать, что, собственно говоря, делать. Точнее, кого именно рекрутировать на решение поставленных (и очень амбициозных) задач. В случае с «Пробуждением силы» выбор пал на Дж. Дж. Абрамса. Очень талантливого ремесленника. Подобные формулировки часто принято относить к пренебрежительным, но на самом деле она (формулировка) значит ровно одно: человек в своём ремесле достиг максимума. Он знает как именно надо обжигать горшки (условно), чтобы их мгновенно раскупали, и делает это лучше всех. Абрамс — из таких. Это хорошо видно по «Пробуждению». 

Джей Джей на глазах изумлённой публики ремонтирует старый мотор, жмёт на газ и на сверхзвуковой скорости улетает за линию горизонта (примерно то же самое было и с перезагрузкой «Стартрека»). Великолепная, красивая обёртка, на разглядывание которой совсем не жаль двух часов жизни. Но привносит ли «Пробуждение силы» хоть что-то и в без того богатую мифологию «Звёздных войн»? Пожалуй, нет. Каждые полчаса (на самом деле чаще) Абрамс подмигивает фанатской базе, доставая из рукава очередную цитату или аллюзию на классическую трилогию. До какого-то момента это мило и здорово, но ближе к финалу начинает немного утомлять. Вряд ли кто-то сомневался, что режиссёр прекрасно знает канон. Но именно это выдаёт некоторую авторскую неуверенность, желание понравиться. Как правило, это случается тогда, когда в загашнике вместо козырей лишь краплёная карта. 

Седьмой эпизод подкупает задором и очевидной любовью к первоисточнику, но при этом откровенно слаб с точки зрения банальнейших (о высокой драматургии тут речь не идёт по определению, все всё понимают, масскульт как никак) сюжетных построений. Умных, начитанных людей попросили что-то придумать. Ну, они и придумали. Выше головы не прыгнешь, когда условия задачи сформулированы в столь жёстком формате. Лукас снял свой фильм в 1970-х. Совсем другое время во всех смыслах слова. Абрамс попытался воссоздать (формально, кстати, это удалось) эстетику той эпохи. Задача дерзкая, и нерешаемая. По той простой причине, что на дворе десятые годы двадцать первого века. Изменилось более менее всё. Игра в «ностальжи» уже не работает. Что сделал Лукас в 1977-м? Он, если упрощённо, инфантизировал «Космическую одиссею» Кубрика. Вечную дихотомию «Добро-Зло» обрамил стрельбой из бластеров. Содержательно добавить к «Новой надежде» на самом деле нечего. Всё последующее — это уже немножко индийская «Зита и Гита». 

Возвращаясь к Абрамсу. Миссия изначально была невыполнима в силу своей полной бессмысленности, Джей Джей сделал всё что мог. Спасибо и на этом. А денег сие светопреставление соберёт неимоверное количество. Но разговор, в данном случае, естественно не про деньги.

Поделиться