КТО БЫЛ ОХОТНИК? КТО — ДОБЫЧА? Все фильмы франшизы «Хищник» — от худшего к лучшему

КТО БЫЛ ОХОТНИК? КТО — ДОБЫЧА? Все фильмы франшизы «Хищник» — от худшего к лучшему

«ЧУЖОЙ ПРОТИВ ХИЩНИКА» (2004)

кадр из фильма

кадр из фильма

Под ледяной толщей Антарктики обнаружена древняя пирамида, и промышленник Чарльз Уэйланд (Лэнс Хенриксен) засылает на место команду археологов и лингвистов при поддержке наемников и гида-скалолаза. Вскоре первооткрыватели обнаруживают, что пирамида — гигантский полигон, на котором Хищники используют людей как инкубаторы для ксеноморфов, на которых затем охотятся.

Первый кроссовер двух монстр-франшиз, снятый Полом У. С. Андерсоном, смотрится бодро, но почти не оседает в памяти после просмотра. Дело тут не в том, что режиссер позволил себе нарушить кучу правил из канона что одной, что другой серии, а прежде всего в детском рейтинге PG-13 (нетипичном для обеих франшиз), накладывающем жесткие ограничения на потенциал сюжета. Андерсон по возможности компенсирует этот недостаток динамикой и умелым использованием монстров, но все же, по сравнению хотя бы с сиквелом, «Чужой против Хищника» выглядит блекло.

«ДОБЫЧА» (2022)

кадр из фильма

кадр из фильма

В начале XVIII века где-то на территории Великих равнин в Северной Америке девушка из племени команчей (Эмбер Мидфандер) сталкивается с межзвездным охотником. Тот ищет достойную добычу, которая могла бы представлять для него реальную угрозу. Чтобы спасти соплеменников от хищника, героине придется применить все свои навыки и умения — и тогда охотник и добыча поменяются местами.

Хотя в целом приквел смотрится вполне достойным дополнением к основной франшизе, в нем не так много интересных деталей — по сравнению с вторым или четвертым «Хищниками». К тому же, в отличие от других частей, здесь особенно режут глаз CGI-звери, которые на контрасте с живой природой и реалистичными костюмами героев выглядят еще более искусственными. Но зато центральная тема с противостоянием неопытной, но отчаянной воительницы и космического охотника (инверсия расстановки сил в первой части) здесь раскрыта со знанием дела.

«ЧУЖИЕ ПРОТИВ ХИЩНИКА: РЕКВИЕМ» (2007)

кадр из фильма

кадр из фильма

После того как корабль Хищников терпит крушение возле небольшого городка в штате Колорадо, выжившие ксеноморфы начинают размножаться среди местных жителей. Количество трупов и паника растут, так что вскоре к месту событий устремляются не только военные, но и специальные агенты, жаждущие захватить инопланетные технологии. Чтобы предотвратить такой исход, на Землю срочно вылетает особо опытный Хищник, готовый зачистить место крушения и, если понадобится, не оставить от него камня на камне.

Сиквел кроссовера, снятый братьями Страус, получился мрачнее и жестче фильма Андерсона, и этому можно только порадоваться — экшн здесь бескомпромиссный. Гибрид Чужого и Хищника отлично использован в сюжете, равно как и тема бойни, устроенной людьми, Чужими и Хищниками в американском захолустье. Персонажи, правда, вышли абсолютно одномерными, а их отношения забываются через пять минут после просмотра, но фильму есть что предложить взамен.

«ХИЩНИКИ» (2010)

кадр из фильма

кадр из фильма

Разношерстная компания воинов — от русского спецназовца (Олег Тактаров) и японского бойца якудзы (Луис Одзава) до израильского солдата (Эдриан Броуди) и африканского боевика (Махершала Али) — обнаруживает себя на неизвестной планете. Вскоре становится понятно, что люди оказались здесь в качестве дичи, на которую охотится опытная команда Хищников.

Третья часть франшизы оказалась долгостроем и появилась на свет во многом благодаря Роберту Родригесу. Еще в середине 1990-х он написал сценарий триквела, в котором группа людей попадала на контролируемую Хищниками планету, где разнообразные инопланетяне сражались друг с другом. Но такой концепт требовал огромного бюджета, так что сценарий отправился на полку, и лишь в конце 2000-х проект сдвинулся с мертвой точки. Правда, теперь Родригес доверил режиссуру Нимроду Анталу, а сам ограничился продюсированием. Антал снял динамичное и мрачное кино, в котором отлично обыграл идею с разномастной командой людей, сражающейся, в свою очередь, с разными Хищниками (и их ручными монстрами) — по сути вариацию на тему первой части, но сделанную весьма талантливо.

«ХИЩНИК» (1987)

кадр из фильма

кадр из фильма

В ходе выполнения секретного задания где-то в джунглях Центральной Америки группа коммандос во главе с Датчем (Арнольд Шварценеггер) начинает терять бойцов одного за другим. Хотя невидимый убийца и обладает сверхсовременными технологиями, Датчу, чтобы победить его, придется вооружиться доисторическими орудиями и полагаться на спрятанные глубоко внутри каждого человека звериные инстинкты.

Один из самых знаменитых фильмов Джона МакТирнана и эталонный боевик Шварценеггера в расцвете сил, первый «Хищник» в ретроспективе смотрится менее захватывающим, чем сиквелы. В основном это следствие ограниченности масштаба: почти в любом из последующих фильмов можно встретить больше интересных идей, чем здесь. Большая часть вау-эффекта здесь рассчитана на первый просмотр и неожиданность от появления на экране столь грозного и могущественного противника. Вместе с тем нельзя не признать, что здесь едва ли не самые яркие во всей франшизе персонажи, а саспенс нагнетается почти по-хичкоковски.

«ХИЩНИК» (2018)

кадр из фильма

кадр из фильма

Звездолет расы Хищников, несущий ценный для человечества груз, совершает жесткую посадку в США, а выживший пришелец обезврежен рейнджером Квинном МакКенной (Бойд Холбрук). После того как Хищник бежит из плена, МакКенна вместе с командой морпехов должен остановить монстра, бесчинствующего в городке, где живет сын рейнджера. Между тем еще одна группа инопланетян ищет того же Хищника, чтобы не допустить попадания внеземных технологий в руки людей.

Хотя критики в свое время разнесли четвертого «Хищника» в пух и прах, а многие фанаты остались недовольны обилием шуток и общей легковесностью, это больше говорит об их зашоренности, чем о качестве фильма. «Хищник» Шейна Блэка (в первой части он сыграл небольшую роль) смотрится как любовное письмо эпохе 1980-х, при этом не жонглирующее цитатами и оммажами. Вместо этого Блэк сделал ставку на сюжет, в котором соединил незатейливый солдафонский юмор с кровавым экшном и сдобрил все это мягкой, но вполне уместной иронией. Меньше фансервиса, больше оригинальных идей — девиз этой части, в которую Блэк напихал огромное число разнообразных экшн-сцен, под конец едва ли не связав «Хищника» с «Гайвером»!

«ХИЩНИК 2» (1990)

кадр из фильма

кадр из фильма

Лос-Анджелес, 1997 год. В городе идет жестокая война наркокартелей и полиции. Но после того как неизвестный убийца жестоко вырезает целую банду ямайской наркомафии, лейтенант Майк Хэрриген (Дэнни Гловер) начинает понимать — по улицам бродит пришелец из космоса, открывший сезон охоты на людей. Ситуация осложняется тем, что лейтенант перешел дорогу спецагентам во главе с Питером Кизом (Гэри Бьюзи), которые намереваются поймать монстра живьем.

Сиквел, снятый австралийцем Стивеном Хопкинсом, ждала незавидная судьба: кассовые результаты оказались слабыми, а критики встретили его прохладно, хотя и отметили впечатляющую игру Гловера. Однако со временем фильм стал культовой классикой. При всем уважении к оригиналу МакТирнана, вторая часть — идеальный сиквел. В ней есть все, что было в первой, плюс целый ворох свежих идей — от смены сеттинга до обновленного арсенала Хищника. Образы героев тоже получились не менее колоритными, чем в первом «Хищнике» — будь то острослов Ламберт (Билл Пэкстон) или хладнокровная красотка Леона (Мария Кончита Алонсо). Наконец, заключительная схватка Харригена и Хищника здесь длится едва ли не треть фильма и легко перебьет по насыщенности оригинал.

Поделиться