Добрался до «Киллера Джо» Уильяма Фридкина, которого, помнится, год назад в Венеции все вначале признали безоговорочным шедевром, а потом с галёрки начало доноситься «понятно, что ничего не понятно». Но тут в первую очередь, конечно, интересна фигура режиссёра. Фридкину, на секундочку, уже 77 лет. Многие в таком возрасте в маразм впадают, ну или начинают стариковское кино «о вечном» снимать, смотреть которое, как правило, можно только из уважения к возрасту постановщика. Со стариной Уильямом история ровно противоположная. Шесть лет назад маэстро выстрелил выдающимся психоделическим фильмом «Глюки», да так, что во время просмотра натурально уши закладывало. Там наш великий современник Майкл Шэннон усиленно буравил страшным взглядом Эшли Джадд, а та в свою очередь обливала себя бензином. В «Киллере Джо» уровень прекрасного сумасшествия достигает новых высот. Скажем, в самом начале артистка Гершон гуляет на экране без трусов и долго отказывается одеваться.
Сюжет крутится вокруг неблагополучного семейства Смитов. Ради денег по страховке, выплачиваемых в случае смерти, сын замышляет (сестра и отец введены в курс дела) убийство матери. С деликатной просьбой парень обращается к полицейскому Джо Куперу, в свободное время подрабатывающему убийцей. Тот соглашается, но требует аванса. Аванса нет. Однако заинтересованные стороны находят компромиссное решение, и Джо берется за выполнение работы.
Дальше, естественно, случается несколько занятных сюжетных кульбитов. Ярких и вполне самодостаточных. Но первична в «Киллере...» всё же атмосфера. Фридкин с самого начала нащупывает нужное настроение. Классические элементы неонуара обрамлены здесь прекрасными постмодернистскими завитушками. Поэтому в начале смешно, потом страшно, чуть позже страшно смешно, а на финальной сцене уже просто воешь от восторга и ни о чём больше не думаешь.
Отдельных слов заслуживает актёрский ансамбль.
Томас Хейден Черч играет лютого дебила,
Джуно Темпл танцует на улице и разучивает приёмы карате,
Эмиль Хирш почти весь фильм ходит с огромными синяками на лице. Ну а лучше всех здесь (причём с огромным отрывом от всех остальных)
Мэттью МакКонахи: галантен, учтив, в ковбойской шляпе, но во взгляде такая бездна, что никаких сомнений не остаётся — если будет нужно, убьет не раздумывая. Радостное такое беззаветное лицедейство.
Фридкин велик, словом. После беспросветных 90-х неожиданно выяснилось, что режиссёр в отличной творческой форме. Отрадный факт.