На этой неделе в прокат вышел фильм Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», и об этом по традиции хочется сказать несколько слов. Предыдущая работа режиссёра, «Бумажный солдат», вышла семь лет. Солидный срок.
«Под электрическими облаками» — кинороман, состоящий из нескольких глав, повествующих о героях, которые встретятся-разойдутся друг с другом на берегу моря в России 2017 года. О каком именно городе идёт речь, до конца не ясно, но это и не важно. Понятно, что Герман работает на территории условности, где значение имеют метафоры и намёки, а не конкретика и лобовая «злоба дня» (хотя метких высказываний о дне сегодняшнем в картине более чем предостаточно). Из калейдоскопа рассказанных историй (историй без начала и конца) складывается общая мозаика. Мозаика сплина, серого низкого неба, безысходности и печали. Но печали, несмотря ни на что, светлой.
На фоне общего положения дел в отечественном кинематографе новый фильм Алексея Алексеевича, безусловно, событие. Однако, если и говорить о контексте, то логичней говорить о контексте авторском, в рамках фильмографии самого Германа-младшего. И тут, что называется, возникают вопросы. Совсем не хочется в тысячный раз проговаривать все эти очевидности про «сын своего отца» и «яблоко от яблони». «Бумажный солдат», в этом смысле, виделся реальным шагом в сторону самого себя. Это был продуктивный и очень талантливый поиск личных, собственных полутонов. Тогда казалось, что именно следующий фильм должен окончательно обозначить стилистические и художественные различия с Германом-старшим. Увы, не сложилось. В «Облаках» есть отчётливые интонации муратовского абсурдизма и очень, очень много Алексея Юрьевича.
Плохо ли это? Как посмотреть. Отрицать важность и значение «Облаков» бессмысленно. Это хорошо структурированное и вполне убедительное авторское высказывание. Но по сравнению с «Бумажным солдатом» скорее прыжок на месте, если не шаг назад.