«ДЕРЕВО», режиссер Хава Мухиева
Действие происходит в деревне на Северном Кавказе в 1994 году. Мальчик и девочка живут по соседству, а на пересечении их участков растет дерево со сквозным дуплом. Через это дерево дети из года в год передают друг другу записки и доверяют свои тайны, пока однажды в их поселение не приходят люди в черных одеждах и с автоматами.
История основана на реальных событиях, свидетелем которых стала семья режиссера Хавы Мухиевой. В съемках участвовали местные жители села Урахи, которые помогли съемочной группе не только в качестве массовки, но и с организацией жилья, что отразилось на качестве изображения истории.
«ДРУЗЬЯ ПО ЛЮБВИ», режиссер Александр Гришин
На съемках фильма возникают затруднения с постановкой сцены прощания. Непонятно, почему не складывается эпизод: то ли актеры не доигрывают, то ли режиссер неправильно видит сценарий. За процессом наблюдают спонсоры, жизни которых легли в основу фильма. В конце концов, чтобы оживить сцену, актеры решают сыграть без ограничений и выводят спонсоров на откровенный диалог друг с другом.
Киноспектакль по мотивам повести «О любви» Антона Чехова несколько раз меняет форму повествования. В первый раз — когда камера представляет нам процесс съемки, и тогда все происходящее на сцене становится неестественным. Второй — когда во время представления съемочной группы оператор выстраивает кадр, отсылающий к «Персоне» Бергмана. Этот прием как бы говорит: жизнь — и есть настоящее кино.
«ИНДУЛЬГЕНЦИЯ», режиссер Александр Гришин
Нечистый на руку депутат очень боится после смерти попасть в ад. Инцидент со смертью известной журналистки этот страх настолько усливает, что он обращается за услугами к эзотерику, обещающему помочь ему в посмертии. Во время их очного знакомства выясняется, что опасения депутата небеспочвенны и загробный мир уже здесь, на расстоянии вытянутой руки.
Притча с элементами триллера и сентиментальной развязкой способна растрогать даже искушенного зрителя. Во-многом это заслуга Игоря Аврова, сыгравшего депутата, которого с первых же кадров начинаешь ненавидеть, а к концу фильма спытываешь к нему сострадание.
«ШАГИ», режиссер Илья Шерстобитов
В далеком провинциальном городке молодой человек ухаживает за своей ослепшей сестрой. Та мечтает переехать в Италию, усиленно учит язык и зарабатывает сеансами частного массажа. Герой же мечтает об отношениях с девушкой, в которую влюблен и которая планирует переехать в большой город. Каждый идет к своей цели, но кто-то — честным трудом, а кто-то — манипуляциями и хитростью.
Несмотря на предсказуемость сюжета, картина поглощает своей атмосферой бесперспективного захолустного городка. Улицы, квартиры, вечеринки в местных клубах — все будто застыло в вечной осени с уже зимним холодом.
«ПОДВИГ», режиссер Иван Петухов
Под конец рабочего дня офисный сотрудник решает уволиться из компании, написав ненавистному боссу письмо с «пожеланиями всего хорошего». Исполнив задуманное, он испытывает облегчение и спешит поделиться своим поступком с семьей и друзьями. Пока он с ними общается, ненавистный босс пишет ему ответ на оскорбление, создавая напряженность, и по ходу дела теперь уже свободный человек начинает сомневаться в правильности своего решения.
Screenlife-комедия, происходящая в реальном времени в течение 15 минут, умудряется держать в напряжении до финальных титров, обыгрывая привычные нам вещи через средства киноязыка. Также стоит отдельно выделить концовку истории, предлагающую переосмыслить понятие «подвиг».
«ГРУЗ», режиссер Стюарт Уиллис
Мир недалекого будущего. Из-за нехватки ресурсов человечество на Земле переживает не самое лучшее время. Отец с двумя детьми, пытаясь выжить, занимается собирательством мусора и грабежом контейнеров, которые падают сверху — из лучшего мира, в который лишь избранные могут попасть на космическом лифте. Во время одного из рейдов героев ловят военные, и отец получает травму головы. Теперь старшему сыну придется взять ответственность за будущее семьи и сделать непростой выбор, касающийся отца и младшего брата.
Интересно разбирать детали сеттинга истории, которые остаются за рамками сюжета. Например, можно заметить, что на Земле остаются жить лишь мужчины, а девочек забирают на космическом лифте наверх, однако им не запрещают вернуться в качестве военных для поддержания порядка. Также женщин нелегально отправляют в контейнерах как проституток, и военные считают своим долгом спасти их от такого рода деятельности.
«ТЕЛЕНОК», режиссер Виктория Рунцова
В маленькой деревне на Урале семья заводит теленка. Младший сын души не чает в животном и, чтобы теленок не грустил, решает вернуть его маме. Старший брат мальчика берется ему помочь, и ночью компания отправляется в соседний поселок, к корове. Уже утром, обнаружив исчезновение детей, родители бросаются их искать.
Новая режиссерская работа Виктории Рунцовой, чьи картины отличаются простыми и нетривиальными сюжетами. Михаил Пореченков и Ирина Пегова служат лишь поддержкой для маленьких актеров, за приключением героев которых мы наблюдаем.
Текст: Евгений Пучков