Рецензия на фильм «АНАТОМИЯ ПАДЕНИЯ»

Смотреть онлайн •••Смотри онлайн РЕКЛАМА 18+ Рекламное объявление ERID: F7NfYUJCUneGW3ad5b58 РЕКЛАМА 18+ ×

Тело писателя Самюэль (Самюэль Тейс) найдено на снегу возле загородного дома, где он проживал вместе с женой, немецкой писательницей Сандрой (Сандра Хюллер), 11-летним полуслепым сыном Даниэлем (Мило Машадо Гранер) и собакой по кличке Снуп. Во время расследования причин смерти мужчины полиция начинает подозревать Сандру в умышленном убийстве мужа. Но что на самом деле случилось в то холодное утро — установить практически невозможно. Следствие хватается за крупицы личной жизни Сандры и Самюэля, выставляя на публику хронику их погибающего брака.

Судебный детектив «Анатомия падения», снятый француженкой Жюстин ТриеСоблазн», «В постели с Викторией») стал триумфатором Каннского кинофестиваля, взяв «Золотую пальмовую ветвь», а также удостоился «Золотого глобуса» в номинации «Лучший неанглоязычный фильм». Впереди, очевидно, «Оскар». Как ни странно, имея такие награды, картина Трие не акцентирует внимания на актуальных социальных или политических проблемах. «Анатомия падения» — скрупулезное, можно сказать, хирургическое исследование семейных отношений между двумя писателями, их травмированным сыном и его послушным псом.

кадр из фильма

кадр из фильма

Как говорится, каждая семья несчастна по-своему, и по мере судебного разбирательства из шкафов Самюэля и Сандры достают все новые скелеты. Название фильма очень точно соответствует содержанию. Это действительно анатомия «падения»: мужчины из окна второго этажа — и самой семьи. Полицейские измеряют каждый сантиметр загородного дома в поисках улик, чтобы восстановить полную картину смерти Самюэля. Точно так же, под лупой, рассматриваются отношения супругов-писателей, в которых было все, включая измены, зависть, соперничество и тяжелейшее чувство вины — родители не доглядели за сыном, который некоторое время назад попал в аварию и практически потерял зрение.

«Анатомия падения» устроена как классический детектив, где фигуру расследователя заменяет адвокат Сандры, ее давний друг Венсан (Сванн Арло). Он верит в невиновность подзащитной, но парадокс в том, что доказать ее так же трудно, как и ее виновность. С появлением новых сведений и улик дело только сильнее запутывается, и даже специалисты-криминологи начинают пожимать плечами. Все обвинение строится не на прямых доказательствах, но на версиях и демагогических домыслах, суть которых исчерпывается довольно сексистским тезисом, что женщины всегда виноваты в проблемах мужчин. За происходящим абсурдом вынужден следить мальчик Даниэль, и именно ему выпадет ключевая роль во всем процессе — поверит ли он матери или встанет на сторону погибшего отца?

кадр из фильма

кадр из фильма

Виновата Сандра или нет, на самом деле, не так уж важно, поскольку суть картины не в этом. «Анатомия падения» рассказывает о том, что измерить линейкой человеческие отношения невозможно и однозначной виновности, кажется, вовсе не существует. Множество версий, путаные показания, провалы в памяти и языковые барьеры — все это создает туманную картину дня смерти Самюэля. Но существует ли «правда», или мы только принимаем на веру одну из версий, которая нам удобна? Неслучайно важнейший герой фильма — почти слепой мальчик, который вынужден полагаться больше на свои инстинкты, чем на зрение.

Сандра действительно очень непростая героиня, которая с первых же минут фильма скорее отталкивает, чем вызывает сочувствие. Писательница, зарабатывающая на жизнь книгами о преступлениях, сама вдруг оказывается в положении своих персонажей. Эту двойственность своей роли в смерти мужа, какое-то непонимание всей серьезности, реальности ситуации, филигранно передает актриса Сандра Хюллер. История ее героини полна противоречий, а зритель остается в напряжении и догадках о ее виновности до самого конца. Кажется, Сандра и сама не до конца понимает, убила она мужа или нет.

кадр из фильма

кадр из фильма

«Анатомия падения» — захватывающая и прекрасно написанная драма о боли и взаимных обвинениях, которые стали повседневностью в семье двух амбициозных, но неудовлетворенных собой писателей. Неудивительно, что картина Жюстин Трие так точно попала в нерв публики. Главная сила «Анатомии падения» в том, что она передает смятение и растерянность современного человека, утратившего всякие ориентиры. Сила закона и жесткость факта, на которые принято полагаться, перестают работать в мире, где больше нет правды и подлинности. Можно поверить во что угодно — даже в то, что ты не убивал, или, наоборот, убил человека.

Поделиться