Знаменитый хирург Годвин Бакстер (Уиллем Дефо) находит тело беременной женщины, которая покончила с собой, спрыгнув с моста. Он пересаживает в голову матери мозг ее младенца и возвращает тело к жизни при помощи тока. Появившаяся на свет Белла Бакстер (Эмма Стоун) учится быть человеком. В ее чистую, еще не испорченную душу влюбляется Макс (Рами Юссеф), ассистент Годвина. Но прежде чем выйти за врача замуж, Белла решает посмотреть мир вместе с обольстительным плутом Данканом (Марк Руффало). Так начинается путешествие Беллы к открытию настоящей себя.
Одноименный роман Аласдера Грея, легший в основу «Бедных-несчастных», вольно переосмыслил классический сюжет о монстре Франкенштейна. Остроумная и саркастичная история эмансипации женщины в вычурном мире стимпанка как нельзя лучше легла на киновселенную выдумщика-сюрреалиста Йоргоса Лантимоса, автора «Клыка» и «Лобстера». Экранизация не только вошла почти во все списки лучших фильмов 2023 года, но и успешно прошла по фестивалям, взяв, к тому же, «Золотого льва» в Венеции.
«Бедные-несчастные», пожалуй, самый амбициозный и масштабный проект Лантимоса, и неудивительно, что с выхода последнего его фильма, отмеченной «Оскаром» за лучшую женскую роль «Фаворитки», прошло целых пять лет. Картина завораживает обилием цветов, оригинальными костюмами и интерьерами, дизайном вымышленного стимпанковского мира. Для создания сюрреалистической, подчеркнуто театральной атмосферы оператор Робби Райан использует разные камеры и линзы, снимает «рыбьим глазом». Все это поистине красиво, необычно и совсем не утомляет обилием образов и визуальных ухищрений.
Одиссея Беллы Бакстер полна разнообразных отсылок к кино и литературе. Помимо Мэри Шелли и классических экранизаций ее романа (прежде всего «Невесты Франкенштейна»), фильм Лантимоса заставляет вспомнить и другое женское путешествие — «Орландо» Салли Поттер (по книге Вирджинии Вулф). Но центром раскрытия героиней своей женской природы в «Бедных-несчастных» становится телесность, как это часто бывает у Лантимоса. В фильме много секса, снятого одновременно смешно и откровенно. В какой-то момент Белла поработает в парижском борделе (здесь вспоминается уже бунюэлевская «Дневная красавица»), где познакомится с необычными вкусами посетителей-мужчин.
Женское тело — главная тема фильма, через него Белла (сама лишь воскрешенная неживая плоть) познает себя и окружающий мир. В сущности, каждый мужчина, которого она встречает на своем пути, жаждет превратить ее в свою собственность — в том числе ее создатель, которая она сокращенно называет Год, то есть Бог. Несмотря на многообразие локаций, образов и персонажей, «Бедные-несчастные» очень прямолинейны и просты в своем месседже. Лантимос снял краткую историю феминизма, и бедной-несчастной Белле предстоит пройти через все круги патриархата, чтобы освободиться и стать единственной хозяйкой своего тела.
Предсказуемость сюжетной развязки «Бедных-несчастных» может разочаровать, однако фильм никак нельзя назвать скучным — прежде всего благодаря самоотверженной игре Эммы Стоун. Перед актрисой стояла непростая задача сыграть дикую «дурочку», которая еще не знает о приличиях и нормах общества. Постепенно героиня учится общаться с людьми, читает Гете и узнает, что на свете есть социальное неравенство. Все это порождает в ней новые эмоции, в частности, горе, тоску и разочарование. Эволюцию Беллы Стоун играет безукоризненно, сочетая в своей игре юмор, пластику и драму. Яркую роль исполнил и Марк Руффало, который сполна показал свой комедийный талант.
У Лантимоса получилась красочная сказка для взрослых, очаровательная, смешная и местами саркастично злобная. Среди неоспоримых достоинств «Бедных-несчастных» — запоминающийся дизайн, актерские работы, четко выстроенная композиция фильма. Вот только в конце, когда все сводится к банальным тезисам в духе «мое тело — мое дело», остается ощущение вторичности. Финал, бьющий в лоб своей прямолинейностью, все-таки немного рушит всю магию и красоту проделанного путешествия. Не хочется признавать, но Лантимосу — как незаурядному режиссеру и художнику — не пошел переезд в Голливуд на пользу (но, конечно, повлиял на его известность и востребованность), и мистический «Клык», снятый еще в Греции, так пока и остается недостижимой для него высотой стиля.