Рецензия на фильм «Человек из стали»

Планета Криптон обречена. Учёный Джор-Эл (Рассел Кроу) отправляет новорождённого сына в открытый космос в спасательной капсуле. Генерал Зод (Майкл Шеннон), считающий, что Криптону необходима жёсткая рука, безуспешно пытается помешать бегству. Годы спустя на Земле молодой человек Кларк (Генри Кавилл), воспитанный в семье Джонатана (Кевин Костнер) и Марты (Дайан Лэйн) Кент, ищет себя, держа в секрете свои сверхспособности. Обнаруженный в снегах Антарктиды артефакт, похожий на космический корабль пришельцев, помогает Кларку найти ответы на вопросы, которыми он мучился с самого детства. Но вдумчивому внутреннему диалогу мешает генерал Зод, прибывший на околоземную орбиту со своей командой и требующий от землян выдать ему криптонского беглеца. 


«Человек из стали» с самого начала (ещё на уровне разработки проекта) мог похвастаться завидным родством. Куратором перезапуска был назначен Кристофер Нолан, ликом которого руководство Warner Bros., кажется, готово украсить студийный иконостас уже сейчас. Режиссёрское же кресло занял Зак Снайдер, не понаслышке знающий, что такое экранизация комиксов. Магическая формула «Нолан плюс Снайдер» повышала уровень ожиданий и притязаний до максимальных величин. И дело тут не столько в кассовых сборах (в конечном счёте, на каком-то этапе любые цифры превращаются в мёртвую статистику), сколько в уровне художественного осмысления главной комикс-иконы ХХ века. Рассудительность первого и визуальное чутьё второго должны были гарантировать результат со знаком плюс. И этот результат, в хорошем смысле слова, имеет место. Важны лишь критерии оценки. 

За исполинскими фигурами Нолана и Снайдера немного затерялся сценарист Дэвид Гойер, ответственный за сюжетную конструкцию фильма со всеми вытекающими отсюда последствиями. И именно он, по факту, ответственен за имеющийся в «Человеке из стали» дисбаланс между историей становления молодого Супермена и сокрушительным экшеном, без которого тут было не обойтись. Камнем преткновения, очевидно, стало инопланетное происхождение Кал-Эла (настоящее имя Кларка Кента), по определению не способное сочетаться с фирменным нолановским реализмом. А выбрать одно из двух — или чистый комиксоид по примеру марвеловских экранизаций или полноценная драма в фантастическом антураже, — авторы так и не смогли. Хрестоматийное сидение на двух стульях, впрочем, имело и положительный эффект: в картине есть ударные отрезки, способные удовлетворить как любителей спецэффектных баталий, так и ценителей психологизма. Однако, подобные «ускорения» на отдельно взятой стометровке не гарантируют успешного прохождения всего марафона. 

Многочисленные плюсы «Человека из стали» (скажем, про генерала Зода в исполнении выдающегося драматического артиста Шеннона при желании можно написать диссертацию) нивелируются желанием авторов угодить всем сразу: фанатам комикса, фанатам Нолана, фанатам Снайдера, фанатам системы К.С. Станиславского. Но сия благородная задача, увы, не имеет удобоваримого решения. Кто-то обязательно почувствует себя обманутым. А это в планы Кристофера и Зака, надо полагать, не входило.

Поделиться