Рецензия на фильм «Человек-паук 2»

Теперь студент университета, очкарик Питер Паркер недосыпает ночью, опаздывает на занятия утром, не делает уроки днём, и вечером не знает как поступить со своим чувством к давней подруге Мэри Джейн. И всё из-за Человека-Паука, в которого он перевоплощается каждый раз, когда полиции требуется помощь в поимке плохих парней, слабым защитник, а всему городу Нью-Йорку супергерой-спаситель. Ведь объявился новый суперзлодей-губитель - доктор Отто Октавиус, в результате своего провалившегося эксперимента с тритием, из которого можно было бы извлекать море разлеванное бесплатной энергии, превратившийся в Доктора Осьминога...

ТИШЕ! НОВЫЙ ИЗБРАННЫЙ РОДИЛСЯ
Человек-Паук, родной ты наш. Когда же ты образумишься и выкинешь из головы этого неудачника Питера Паркера? Ты посмотри - он не в силах признаться в любви своей подружке со школьных времён Эм-Джей. И даже под вызывающе идиллическую песню из "Буча Кэссиди и Санденса Кида" спотыкается на ровном месте. Его увольняют с высокого поста курьера пиццерии. По его учебникам прохаживаются ногами и он получает оплеухи по голове. А ведь голова-то у Питера на плечах. Слева как бы сидит ангел в красно-синем трико и взывает к совести - посмотри, сколько несчастий творится вокруг. Ты в силах помочь сирым и убогим. Мальчикам и девочкам. Ты кумир их малорадостных судеб. Ты призрак, летящий на крыльях ночи. Ты ЧП - Человек-Паук (можно сказать, бульварная комиксовая ипостась совсем детской "диснеевской" мультяшки Чёрного Плаща). Но на правом плече скромно сидит тусклый парень, сгенерировавший в себе почти все тинейджерские обидки. Он храбрец в науках, но трус в личной жизни.

Идентификация Паркера - куда сложнее идентификации Борна. Литературному шпиону Роберта Ладлэма было что вспоминать в его насыщенной spy-карьере. А вот spider-наваждение Паркера, как навязчивая идея начитавшегося комиксов ребёнка, от корки до корки путешествующего по фантастическому миру сказки в реальном пространстве, а потом помогающего паковать вещи своей тётушке, вовремя не заплатившей за дом банковскую закладную. Босс в газете со скрипом платит Питеру за внештатную работу, хотя легко ставит эксклюзив с фотографиями Человека-Паука в передовицу. Лучший друг Гарри (Джеймс Франко, со стаканом виски ну просто один в один, как легендарный "пепельно-алмазный" Джеймс Дин) переходит все границы, пытаясь узнать у Питера подлинное имя человека, убившего его отца. Словом, трудно быть в наши дни экзистенциальным эквилибристом. И герой Тоби Магуайра подчинён этой истине ровно в той же мере, как и своей миссии Избранного. После второй серии молодёжно-приключенческой саги Сэма Рэйми хочется нарисовать Голливуд, как мираж привилегированного колледжа для маленьких людей на входе, и божественных витязей на выходе. Имена тут отходят на второй план. Какая разница - Томас Андерсон или Питер Паркер?

Если пройтись по субурбиями комикса, как жанра, то по большому счёту все герои там - люди с двинутой психикой, но в принципе с состоявшейся взрослой жизнью. Тот же Брюс Уэйн из "Бэтмэна" горевал о своих родителях, но сам при этом был могущественным миллиардером и крутил красивые романы с обольстительными кошечками. И только Питер Паркер - обычный парень с обычной не "киношной" жизнью-жестянкой. Отсюда и безумный успех "Человека-Паука" в прокате. К сценарию сиквела подпустили двукратного "оскароносца" Элвина Сарджента, памятного нам по таким драматургическим чудесам, как "Бумажная луна" Питера Богдановича, "Джулия" Фреда Циннеманна и "Обыкновенные люди" Роберта Редфорда, а спецэффектами оставили управлять Джона Дикстру, уже нашедшего стиль полётов Человека-Паука наяву, как во сне, и в конце концов имеющего уникальный опыт первых "Звёздных войн". Ратные битвы с доктором Осьминогом чередуются с личностными чаяниями Питера Паркера. Причём, на сей раз авторы и злодея подчинили доброй воле (персонаж Альфреда Молины на голову выигрывает у Зелёного Гоблина Уиллема Дэфо). Тут есть даже что-то от принципов Василия Шукшина! Он ведь как говорил: "Придумывать сюжет трудно. И, главное, не надо". Он всегда брал истории из того, что сам увидел вокруг себя. И Питер Паркер в жизни был бы именно таким, как во второй части киносериала Рэйми - беспричудливым мальчиком-супергероем по соседству.

 

Поделиться