Рецензия на фильм «Девушка в поезде»

«Девушка в поезде» — дебютная книга Полы Хокинс, опубликованная в 2015 году. Точнее, это дебютная художественная работа писательницы, изданная под настоящим именем. Известно, что ранее Хокинс сотрудничала с различными изданиями в качестве автора, опубликовала около десяти лет назад сборник финансовых советов для женщин, озаглавленный «Денежная богиня», а также сочиняла, скрываясь за псевдонимом, комедийные романтические романы. Но только «Девушка» сумела стать абсолютным бестселлером и наконец-то принесла Поле широкую известность.

После развода с супругом Томом (Джастин Теру), случившегося якобы из-за ее собственного взрывного характера и склонности к алкоголизму, Рэйчел (Эмили Блант) потеряла работу и поселилась у подруги. Свободное время, которого у нее в избытке, она тратит, методично напиваясь и катаясь на электричке мимо дома бывшего мужа. Ее внимание привлекает живущая по соседству пара (Хейли Беннетт, Люк Эванс). Рэйчел ничего не знает об этих людях, но предпочитает считать их идеальной семьей — до тех пор, пока не замечает девушку, целующуюся с посторонним мужчиной. Почти сразу после этого незнакомка бесследно исчезает — и по ряду причин полиция подозревает в причастности к случившемуся Рэйчел.

«Девушка в поезде» — очень женское кино. Дело тут даже не в том, что снято оно по написанной женщиной книге на основе подготовленного другой женщиной сценария. В конце концов, постановкой занимался мужчина (Тейт Тейлор, прогремевший пять лет назад с фильмом «Прислуга») — но и он сконцентрировал внимание на героинях. Их здесь три (кроме упомянутых персонажей Блант и Беннетт, еще и Анна, новая супруга Тома в исполнении Ребекки Фергюсон), и каждую режиссер дает разглядеть крупным планом, подолгу задерживая камеру на лицах, каждой позволяет произносить пространные закадровые монологи, теоретически способствующие пониманию их внутреннего мира. Мужчины на их фоне выглядят персонажами-функциями с зачаточными характерами: этот помог, тот помешал, третий вызвал возбуждение.

Но стоит приглядеться повнимательней, и станет очевидно, что героини кажутся выпуклыми по единственной причине: именно из-за того, что их окружают совсем уж одномерные персонажи. Рассказывая о характерах участниц событий, режиссер также предпочитает не углубляться, бултыхается на поверхности, использует клишированные фразы и самые манипулятивные приемы. Рассуждая на серьезные темы (насилие в семье), он скатывается в мелодраму.

Как детектив картина, к сожалению, тоже не работает. Сюжетных «сюрпризов» слишком много, в них легко запутаться (ситуацию усложняет еще и нелинейная манера изложения), но при этом разгадка слишком проста.

Блант, впрочем, по обыкновению хороша, хоть и совсем не похожа на героиню в книге. Смелость и рвение, с которыми актриса взялась за роль отталкивающего персонажа, вызывает уважение. Правда, авторы, видимо, предполагали, что к концу фильма зрители начнут относиться к Рэйчел хотя бы с интересом. Но Тейлор с задачей не справился: в финале ощущаешь радость исключительно в связи с тем, что больше нет необходимости проводить время в ее компании.

Поделиться