В один прекрасный вечер Сэм (Андерс Даниелсен Лье) заходит к своей бывшей девушке, чтобы забрать коробку с аудиокассетами, которые ему, по определенным причинам, дороги. У бывшей — шумная и суетливая вечеринка, и она просит Сэма подождать в кабинете в конце коридора, пока она разберется с гостями и найдет его вещи. По пути в кабинет парень натыкается на одного из гостей и получает ощутимый удар в нос: уже в комнате, удобно устроившись в кресле, он отключается — то ли от столкновения, то ли от усталости. А наутро обнаруживает, что проспал зомби-апокалипсис: старый многоквартирный дом полон ходячих мертвецов (к слову, довольно быстрых), да и снаружи их толпы. Сэму ничего не остается, как поверить в этот дивный новый мир, зачистить жилище от зомби и обеспечить себя всем необходимым для выживания в вынужденной изоляции, которая, как выясняется позднее, продлится месяцы...
«Париж...», в оригинале называющийся «Ночь пожирает мир» (без трогательного литературного позерства не обошлось), — дебютная работа француза Доминика Роше, и это, как принято у нас говорить после картины «Сибирский цирюльник», многое объясняет. Пожалуй, лишь амбициозному дебютанту простительны цитирование в подобных объемах, первооткрывательский задор, заставляющий порой забыть о важных вещах (например, о том, что кино, как и танец, — искусство ритма), и, конечно же, логические проколы, касающиеся поступков главного героя. (Впрочем, в настолько экстремальной ситуации можно и вовсе повредиться умом: зомби и одиночество — убойное сочетание.)
Но этим, собственно, список недостатков картины и ограничивается: «Париж...» — одно из самых ярких и необычных высказываний на зомби-тему, которая уже, казалось бы, изрядно поднадоела и близка к тому, чтобы исчерпать себя окончательно (регулярные зрители агонизирующего шоу «Ходячие мертвецы» не дадут соврать). Роше умудряется с ловкостью канатоходца балансировать на грани вполне зрительского зомби-хоррора, сочетающего в себе уважительное отношение к канонам поджанра с любопытными инновациями, и аллегорической экзистенциальной драмы об одиночестве в большом городе (это если прибегнуть к максимально упрощенному определению). Париж в этом смысле — идеальная локация: и как «город света» и любви, превратившийся в обезлюдевшую выставку достижений архитектуры, и как маленькая философская планета, атмосфера которой насыщена самыми радикальными идеями. Так что по части выбора места действия Роше ненароком переплюнул самого Дэнни Бойла с его опустевшим Лондоном в «28 днях спустя» (разумеется, сравнение с этой картиной неизбежно).
В этой суровой и в то же время интригующей обстановке норвежец Андерс Даниелсен Лье, похоже, чувствует себя как рыба в воде. Разыгрывая моноспектакль на протяжении почти всего хронометража, он с убедительностью Маколея Калкина в «Один дома» копирует слегка безумное (а потом уже и не слегка) поведение человека, оставшегося наедине с собой. В этот яростный перформанс уместились и прощание с хипстерством (и с привычной беззаботной жизнью в целом), и безграничное отчаяние, способное как загнать в могилу, так и мобилизовать все имеющиеся силы, и всплески творческой (в конкретном случае — музыкальной) активности, и прагматичное, выверенное до мелкой моторики поведение героя Мэтта Деймона в «Марсианине». Само собой, приличная survival-история и не должна быть одномерной, но помочь зрителю добраться до второго дна удается не каждому, и с актером Роше определенно угадал.
Наконец, здесь есть Дени Лаван в роли зомби (рано или поздно это должно было случиться!), что автоматически заносит «Париж...» в список лент, обязательных к просмотру. Вряд ли кто-то еще, кроме этого лицедея с уникальной, «искалеченной» пластикой и мимикой, способен был бы придать зомби-пантомиме новое измерение, а всему фильму — главную, пожалуй, интригу.