Послевоенная Англия. Большой старый дом. Семья из трех человек, мать и двое детей. Трое слуг. Тишина и темнота в доме. Запертые на ключ двери и плотно задернутые темные занавески. Шаги и шорохи. Детский плач. Истории о семье призраков, живущих в этом доме, которые рассказывает меленькая дочка.
Из этих, казалось бы, простых, но чрезвычайно эффектно работающих элементов соткан фильм Алехандро Аменобара "Другие". С уверенность могу сказать, что это лучший фильм на сегодняшний день на весьма популярную тему "призраки среди нас". Тема была блестяще открыта М. Найт Шьямаланом в эпохальном "Шестом Чувстве" и теперь ее столь же блистательно закрыли в фильме "Другие". Кроме упомянутых были сняты достаточно известные "Призрак Эха" с Кевином Бэйконом и недавний "Дар" Сэма Рейми с плеядой известных актеров. В этих фильмах прослеживается тенденция: режиссеров стало интересовать не только сам факт появления в нашем мире призраков умерших, сколько вопросы взаимодействия живых и неживых. Ответ не утешителен: они среди нас, и они активно вмешиваются в нашу жизнь с тем или иными целями.
Я намеренно не говорю о сюжете фильма по нескольким причинам: во-первых, он описывается одной строкой: семья живет в доме с приведениями; во-вторых, не в сюжете дело, дело в развитии действия и конечно, в финальной развязке, которая будет почти столь же неожиданной, как в "Шестом Чувстве". Догадливый зритель, вроде меня, например, достаточно быстро сообразит, в чем дело, просто перебрав все возможные варианты, но даже тогда фильм не утратит своего мрачного очарования, и вы не оторветесь от экрана до самых титров.
"Другие" гораздо более минималистичен, чем даже "Шестое Чувство". Действие происходит буквально в нескольких комнатах в доме. Света и цвета почти нет, есть только оттенки черного и коричневого: более темная тень, менее темная тень. Никакой музыки вообще, случай уникальный для современного кино. Гнетущая атмосфера подчеркивается скупыми звуками, однако мастерство и грамотность расстановки этих эффектов неизменно приводит к бегу мурашек по спине. Всепроникающий саспенс, который в сто раз страшнее самых жутких чудовищ, поддерживается виртуознейшим образом. Модных визуальных эффектов вроде клипового монтажа тоже нет, и их отсутствие идет только на пользу. Камера задает ритм фильма, плавно следуя из комнаты в комнату за персонажами.
У "Других" есть и еще один "пунктик", на который сложно не обратить внимание. Этот фильм стал лучшим фильмом и лучшей ролью у Николь Кидман. После совершенно неестественного и картонного "Мулен Ружа", который буквально фонтанировал спецэффектами, роль тихо сходящей с ума матери для Николь оказалась как нельзя к стати, другую актрису в роли Грейс представить сложно. Грейс буквально цепляется за соломинки вроде заведенного порядка в доме, чтения Библии, уроков для детей, что бы сохранить равновесие и остатки веры в привычный порядок вещей, в то время когда неотвратимые события в доме заставляют ее терять здравомыслие. Буквально чувствуешь, как безумие липкой волной накатывает на слабое и измученное сознание.