Рецензия на фильм «Джон Уик 2» Чада Стахелски

Пару лет назад экс-каскадеры Чад Стахелски и Дэвид Лейтч решили попробовать себя в режиссуре — и неожиданно преуспели: скромный боевик категории В, «Джон Уик» обзавелся устойчивыми поклонниками и собрал в мировом прокате четыре своих бюджета. Не они первые апеллировали к олдскульному кино про сосредоточенных мужчин с пистолетами, но воспроизвести формулу из рекламного буклета «просто, четко и как 30 лет назад» если и удавалось, то единицам. Впоследствии выяснилось, что «Джон Уик» сразу задумывался как трилогия, а сейчас уже говорят про сериал-приквел. Кажется, франшиза про устало мстящего Киану Ривза собирается не только удачно эксплуатировать приемы старых боевиков, но и делать это так часто, чтобы повторить их путь к стремительному выходу в тираж.

Сиквел начинается с пролога, который напоминает, что стоять между Джоном Уиком и его любимой машиной, «Мустангом» 1969 года, — опаснее, чем гулять по минному полю. Это, впрочем, лишь аперитив, позволяющий полюбоваться искусственными зубами Питера Стормаре и вспомнить, что в боевиках категории В разговаривают коротко, по делу и в основном угрозами. Основное блюдо — это возвращение вдовца Уика на тропу войны. Сначала к нему заявляется преступный босс Сантино (Риккардо Скамарчио), требуя в уплату давней любезности убить его сестру, а затем на легендарного киллера начинается натуральная охота.

Сценаристу Дереку Колстаду очень нравится слово «легенда» в значении «миф», и во втором «Джоне Уике» он спускает аддиктивное увлечение античными сюжетами с поводка. Негласный закон, по которому сиквел должен превосходить первую часть по всем показателям, от масштаба до количества действующих лиц, ему только развязывает руки. Тут и правда всего больше: домосед Уик покидает Нью-Йорк и ненадолго заглядывает в Рим, а количество хитроумных убийц на квадратный метр грозится догнать концентрацию голубей в парках Большого яблока. Шутка ли — в бой идут слабослышащая девушка-киллер (Руби Роуз), король нью-йоркских бомжей в исполнении Лоренса Фишберна, который заглянул, кажется, только ради кивка «Матрице», а также ассасин-сумоист. Вдобавок сюжетная линия с итальянской столицей непрозрачно намекает, что мир киллеров в палповой вселенной Джона Уика населен своего рода античным пантеоном, где у каждого харизматичного «божества» вместо трезубца — верный пистолет.

Лишившись режиссера-напарника, Чад Стахелски тоже вдавливает педаль газа в пол: сиквел избавляется от камерности в пользу удалого безмозглого размаха, который и ждешь от фильма, где в начале каждого диалога герои напоминают, как кого зовут: Джон. Уинстон. Стахелски не забывает, что популярность первой картины базировалась на выстроенном смертоносном балете, не оскопленном подростковой цензурой. И повторяет фокус, просто наращивая масштаб, — местами «Джон Уик 2», правда, начинает напоминать FPS (компьютерные игры-шутеры от первого лица), а не осколок эпохи видеосалонов.

При виде насупленных мужчин в хороших костюмах, изъясняющихся исключительно круто сваренными репликами, легко ничего не испытать — это кино, по-своему технично разыгрывающее карту ностальгии, как и недавний «Ла-Ла Ленд». Просто «Джон Уик» больше предназначен тем, у кого на стене висят постеры фильмов Джона Ву (в финальной сцене даже летят голуби). Можно сказать, что фильм про себя все прекрасно понимает: нет сомнений, что вся съемочная группа весело провела время, посмеиваясь над скупыми шуточками, которые герои произносят сквозь зубы. И снят он для поклонников той, по-своему прекрасной эпохи.

Поделиться