1905 год. Члены культа, обитающие на острове близ Уэльса, похищают молодую женщину с целью получить выкуп: неурожай грозит сектантам голодной смертью, а просить помощи у британских властей еретикам и сепаратистам во главе с «пророком» Малкольмом (Майкл Шин), ясное дело, не с руки. Вызволять девушку отправляется ее брат Томас Ричардсон (Дэн Стивенс) — изрядно побитый жизнью мужчина с темным прошлым, густо замешанным на крови, пролитой, опять-таки, из религиозных соображений. Успешно внедрившись в секту на правах неофита и успев, благодаря счастливой оказии, заслужить особое доверие Малкольма, Томас вскоре понимает, что, помимо культистов, ему придется учитывать и некие сверхъестественные силы.
Сняв две заряженные тестостероном (и совершенно разные по авторскому подходу) части «Рейда», валлиец Гарет Эванс вернулся из жаркой Индонезии на окутанную мглой родину предков и решительно сменил жанровый регистр. «Апостол» — номинальный фолк-хоррор, и прежде всего это, конечно, поклон великому и ужасному «Плетеному человеку». Лента Эванса заимствует сюжетные ходы культовой картины Энтони Шэффера и Робина Харди (до такой степени, что почти тянет на ремейк), однако интонационно и визуально изо всех сил старается выглядеть самостоятельной.
В итоге складывается впечатление, что плененный «Плетеным человеком» Эванс силится стряхнуть с себя эти чары и в качестве главного антидота использует лихой жанровый замес. Если история Шеффера была этнографическим бэд-трипом (второе, третье, десятое дно фильма предлагалось искать уже после финальных титров), то «Апостол» старается быть всем сразу здесь и сейчас: и путешествием героя-одиночки в стан врага, и бытописательским очерком о жизни общины изгоев, и викторианским хоррором, и, наконец, историческим детективом. От такого разброса целей возникает эффект смотрения то ли нескольких фильмов одновременно, то ли рабочего материала, скажем, короткометражной картины, с жанровой принадлежностью и лейтмотивом которой автор еще не определился. (Кстати, заход в тему культов начался для Эванса как раз с короткого метра — сегмента альманаха «З/Л/О/ 2».)
При этом каждый из фрагментов, составляющих это чудовище Франкенштейна, почти безупречен. Актеры с театральным надрывом прилежно разыгрывают что-то вроде микса «Ведьмы» и взрослой версии «Повелителя мух». Штатный оператор (и полноправный соавтор) Эванса Мэтт Фланнери с его клипмейкерскими понятиями о красоте даст фору видеоряду лент какого-нибудь Кристофа Ганса и едва не дотягивается до почти музейного лавкрафтианского шарма полотен Гильермо дель Торо. Так что жаловаться, в общем, и не на что — слегка расстраивает лишь прямолинейность Эванса, который свою «богиню полей», в отличие от Харди с Шеффером, зачем-то персонифицировал, и если тем самым он пытался повысить градус хтонической жути, то добился диаметрально противоположного эффекта. «Апостол» — катастрофически нестрашное кино именно потому, что за его условно фолковым фасадом ничего нет: Эванс достает из рукавов все козыри, разряжает, как предписано законами драматургии, все чеховские ружья и к финальным титрам не оставляет ни одной загадки.
Зато посреди всей этой красивой и предсказуемой скуки экран пару-тройку раз все-таки взрывается — в те моменты, когда дело доходит до рукопашной. В нынешнем martial arts-мейнстриме Эвансу, пожалуй, и правда нет равных — вместе с Фланнери он отыскивает абсолютно дикие, невозможные ракурсы и выверяет монтажные склейки до микрона. Талант азиатского экшнмейкера не пропьешь даже в таком жутком месте, как Уэльс.