Двое лесничих, Габи (Моник Рокман) и Уинстон (Энтони Осейеми), работают в лесах южноафриканского заповедника Тситсикамма. Когда Габи теряет свой дрон где-то в чаще, она ненадолго отделяется от Уинстона, чтобы найти гаджет, и получает ранение ноги. Девушку находят Баренд (Карел Нель) и Стефан (Алекс ван Дайк), двое выживальщиков-отшельников, живущих в лесах уже много лет. Они приносят девушку в свою хижину и помогают ей оправиться после ранения. Поначалу Габи рада своему неожиданному спасению, однако с течением времени она замечает пугающие странности в поведении Баренда… И ее все больше тревожат растущие повсюду грибы.
«Гайя» — фильм подчеркнуто созерцательный: здесь нечасто разговаривают, зато часто показывают лес во всех подробностях. Событий тоже происходит немного, но при этом сценарий почти не провисает — режиссер Яко Баувер умело поддерживает атмосферу. Медленный темп повествования и тема сектантов, поклоняющихся «матери-земле» могут поначалу вызвать ассоциации с недавним «Солнцестоянием», но у фильма Баувера больше общего с «Плетеным человеком», классическим хоррором на тему язычества. Как и в фильме Робина Харди, в «Гайе» исследуется конфликт двух образов жизни — того, что связан с современной цивилизацией, и принципиально иного, основанного на слиянии (даже единении) с природой и на подчинении ее ритмам.
Но специфика «Гайи» в том, что здесь тема конфликта цивилизации и природы исследована в рамках боди-хоррора. И этот аспект фильма обыгран весьма эффектно за счет отлично выдержанного визуального стиля, монтажной и операторской работы. Лес, в котором происходит действие — в буквальном смысле отдельный и очень важный персонаж фильма. И дело не только в разноцветных грибах и мхах — в какой-то момент в сюжете появятся даже инфицированные грибами люди, напоминающие монстров из игры «The Last Of Us». Но и тогда «Гайя» не превращается в экшн-хоррор: чудовища здесь не более чем эффектное обрамление для истории, выстроенной вокруг человеческих отношений.
Правда, под конец сценарий несколько теряет фокусировку, и финальная конфронтация кажется несколько смазанной из-за затянувшегося эпилога. Но эта мелкая недоработка не мешает медитативному погружению в фильм и не слишком портит общее впечатление. «Гайя» — красивый, неожиданно глубокий, пусть кое-где недостаточно выверенный, слоубернер, легко западающий в память и наталкивающий на размышления, а не беспардонно навязывающий свою точку зрения.