Проснувшись однажды утром, жители многоквартирного дома обнаруживают, что за пределами их двора — непроглядная тьма. Черная завеса поглощает все, не выпуская ничего, так что вскоре люди оставляют попытки выбраться из дома. Разбившись на группы и распределяя скудные запасы еды и воды, обитатели высотки пытаются выжить в полной изоляции. Но чем меньше остается ресурсов, тем чаще возникают конфликты — и далеко не все жильцы готовы решать их мирным путем.
Гийом Никлу известен как постановщик драм и комедий, так что «Мгла» для него проект нетипичный. В то же время сценарий, написанный самим Никлу, здесь сконцентрирован на психологических аспектах изоляции, а отнюдь не на исследовании таинственной тьмы, окружающей героев. О непонятной завесе, отрезавшей высотку от внешнего мира, жители вообще забывают довольно быстро — куда больше их начинает заботить дефицит лекарств, еды и электричества. И никакого внятного объяснения феномена мглы в фильме не дается: герои знают не больше, чем зрители.
Так что фильм оказывается не хоррором о мистическом природном явлении, а хроникой борьбы за выживание в изоляции. И весь сюжет с многоэтажкой для Никлу — развернутая аллегория процесса деградации общества, столкнувшегося с перманентной нехваткой ресурсов. На примере нескольких разных людей сценарий показывает различные стратегии адаптации к распаду привычного мира: от попыток организовать справедливое распределение до откровенного грабежа соседей. Своей проблематикой «Мгла» напоминает недавний фестивальный хит «Платформа» и ранний фильм братьев Даффер «Затаившись», в которых элементы фантастики использованы для усиления драмы и социального комментария.
Эта комбинация здесь эффективно работает в первую очередь за счет уверенной режиссуры. Хотя в сценарии нет каких-то головоломных загадок или твистов, а все персонажи — вполне привычные типажи (от интеллигентных пенсионеров и молодой матери-одиночки до молодых отморозков, быстро сколачивающих банду), именно эта простота придает всем происходящим событиям пугающее правдоподобие. Никлу показывает, как быстро могут разрушаться сети солидарности и как легко утрачивается тонкий налет цивилизованности. Саспенс нагнетается постоянно и умело, желтовато-коричневые фильтры приглушают все цвета, а тусклое освещение дополняет атмосферу нарастающей паранойи. Герои разбиваются на сообщества по этническому признаку, дерутся за доступ к хорошим квартирам, спорят о том, как лучше продать кошку — а где-то рядом всегда маячит призрак голодной смерти. «Мгла» до последнего остается тяжелым и нервным (и во многом пессимистичным) фильмом, и благостного хэппи-энда здесь ждать никак не стоит.
Но при всей своей мрачности, «Мгла» не столько фильм о триумфе человеческой жестокости, сколько история о том, что даже в безнадежной ситуации люди могут оставаться сострадательными — и такой выбор на фоне экстремальных условий становится самоценным. Никлу не столько обличает безжалостную конкуренцию и бичует людские пороки, сколько предлагает поразмышлять о том, как хрупка (и поэтому значима) наша человечность. «Мгла» в этом смысле — хороший образец хоррор-драмы, в которой простота стиля работает на богатство содержания.