Картину молодого режиссера Александра Горчилина «Кислота», получившую приз за лучший дебют на последнем «Кинотавре», уже успели назвать (и это почти в каждом отзыве) голосом нового поколения. Собственно это в самом фильме и заявляется. Голос голосом, а меж тем «Кислота» получила по большей части хорошую критику да и восторженных отзывов не мало.
Сюжетным двигателем ленты выступает заявленная в названии кислота в разных ее ипостасях. Сначала «выходит в окно» под воздействием «кислой» друг двух главных героев. Герои, проживающие/прожигающие свою двадцатку, впервые сталкиваются в лоб с необратимостью и начинают каждый на свой лад обрабатывать взрослую реальность.
Петя (Александр Кузнецов) – ершистый харизматик из неблагополучной семьи – винит в произошедшем себя и дойдет в этом до того, что таки выпьет кислоты, но уже хлорной. Саша (Филипп Авдеев) – полумузыкант-полунюня из центровой семьи – пытается опекать друга и все время что-то невнятно гундит. Впрочем, все эти внутренние терзания не помешают ребятам закидываться «круглыми», участвовать в оргиях и вступать в половую связь с несовершеннолетней сестрой своей девушки.
Любопытно, что в любом тексте о «Кислоте» пересказ сюжета уже через пару строчек неизбежно сбивается на рассуждения о новом поколении и попытки проанализировать внутренний мир его представителей. В этом на самом деле и заключается главная проблема ленты: сюжет здесь крайне условен. По-хорошему он сводится к незамысловатой схеме: Саша приходит к кому-то и вступает в вялый диалог.
Но при этом отсутствии сюжетной канвы по фильму раскидано огромное количество фактурных фрагментов. Получается что-то вроде инстаграм-кино: истории нет, но много красивых (бывает, и действительно хороших) сценок. Тут и обрезание в знак протеста (или от скуки), и наркотические трипы, и посещение художественной мастерской, и облава в ночном клубе, и драка с отчимом девушки и т.д. Именно поэтому ставшая уже знаменитой фраза про зарядку для айфона как символ поколения, вроде дающая ключ ко всей картине, звучит как инородный вставной номер и крайне не к месту. Ну и совсем за гранью одна из финальных сцен в церкви…
При этом по просмотру не остается никаких сомнений в том, что «Кислота» – это продукт любви. По всему ее пространству разбросаны действительно классно снятые сцены. Отлично передается образ девушки главного героя через сравнение с прищепкой. Да и вообще галерея образов и их актерское воплощение – самая большая удача кинокартины.
Примечательно, что молодые персонажи получились гораздо более естественными, чем взрослые. В их реальное существование сразу веришь, и даже Сашино бесконечное нудение вполне убедительно. Что же касается Сашиной мамы (Александра Ребенок), отца Пети (Алексей Агранович), отчима Карины и Викули (Дмитрий Куличков), то при всей безупречности актерской игры их персонажи срываются в неуместное комикование. Как всегда, блистательная Роза Хайруллина (бабушка Саши) задает темп практически всем сценам, снятым дома у героя Филиппа Авдеева.
Да, фильм у Александра Горчилина получился живой, и это самое главное. Пусть прищепка, зарядка и кислота никак не женятся, но вещи-то все равно правильные.