Рецензия на фильм «Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски»

В гости к Сету Рогену (Сет Роген) на голливудские холмы приезжает его друг Джей Барушель (Джей Барушель). Скурив килограмм травки, они решают пойти на вечеринку, которую в своём огромном особняке устроил Джеймс Франко (Джеймс Франко). В самый разгар веселья Лос-Анджелес и пригороды сотрясает сильнейшее землетрясение, на улицах начинается паника, а оставшиеся в живых Роген, Франко, Барушель, Хилл (Джона Хилл), Робинсон (Крэйг Робинсон) и МакБрайд (Дэнни МакБрайд) решают забаррикадироваться в доме, надеясь, что начавшееся безумие когда-нибудь закончится. Найдя на книжной полке Библию, Барушель начинает догадываться об истинных причинах случившегося катаклизма... 


«Конец света» — режиссёрский дебют тандема сценаристов Роген-Голдберг, до того пять раз работавших в связке с высокой степенью успешности («Супер-перцы», «Ананасовый экспресс», «Зеленый шершень»). Для первого самостоятельного высказывания была выбрана модная ныне тема Апокалипсиса, поданная, правда, даже не в ироничном, а откровенно ёрническом свете. С набором шуток на любой вкус, по большей части хулиганских, неполиткорректных, местами грубых, но не пошлых. Гроссмейстерская задумка — главные герои играют тут самих себя — мгновенно увеличила поле для манёвра, ведь при такой постановке вопроса можно (и нужно) высмеивать не только штампы и клише комедийного жанра, но и самих себя. Чем великолепная шестёрка (в момент появления Эммы Уотсон трансформировавшаяся в семёрку) и воспользовалась. 

Очевидно, что единственным правилом, которым руководствовались Роген и Голдберг, было отсутствие всяких правил. Помещая действующих лиц в изначально фантастическую ситуацию (хотя, кто знает, поживём-увидим), авторы запускают несколько микро-сюжетов, каждый из которых мог бы стать основой для полнометражного фильма. Злая сатира на голливудские нравы идёт здесь рука об руку с классической комедией положений, приправленной выяснением отношений в закрытом пространстве. В отличие от своих коллег по цеху, Роген и Голдберг даже не пытаются брать серьёзные регистры, отказываясь привносить в своё действительно смешное и остроумное шутовство нотки драмы. Какая-никакая мораль в «Конце света», конечно же, имеет место, но скорее для галочки, для проформы, как ещё один предлог для качественного гэга и прикола. 

Строго говоря, Роген и Голдберг сделали ровно то, что от них и ожидалось, памятуя о былых сценарных подвигах дуэта. Первую вылазку в режиссёрское гетто стоит признать успешной. В этом смысле их «Конец света» — только начало.

Поделиться