Накануне 14 июля в центре Парижа раздается взрыв. Власти проводят обыски в мусульманских кварталах, в то время как ЦРУ идет по следу главного подозреваемого — американца Майкла Мэйсона (Ричард Мэдден). На его след выходит агент Шон Брайар (Идрис Эльба). Позже выясняется, что Майкл — простой карманник и украл сумку у леворадикальной активистки Зои (Шарлотта Ле Бон), не зная, что в ней хранилась бомба. За взрывом следует череда интернет-провокаций, вследствие которых французская молодежь выходит на улицы, бунтуя против полицейского произвола. Интрига закручивается, Майкл стремится доказать свою невиновность, а Брайар — компетентность в глазах коллег.
«Крутые меры» — копродукция США и Франции — затрагивает, а вернее, эксплуатирует, болевые точки современной Европы. Перед нами открывается непривычный Париж: на площади Пигаль грохочут бомбы, а День взятия Бастилии кончается стрельбой и митингами против государства. Город раздирает вражда левых и правых, которыми, как марионетками, управляют «сверху». По плану террористов первый взрыв должен был состояться в здании ультраправой партии, борющейся за «чистую Францию». Сценаристы не поскупились на сарказм: в вечерние часы штаб-квартиру убирают черные служащие.
Впрочем, это единичный случай, и на крайние меры в политическом комментарии создатели фильма не пошли. Контекст борьбы с международным терроризмом слабо маскирует фабулу заурядного фильма об ограблении. Идрис Эльба, которому нынче прочат возглавить бондиану, исполняет роль жесткого полицейского, которого вернули из Афганистана за неподчинение и агрессию. И хотя намеки на «исправление» фильм дает, никакого движения его персонаж не проявит — он просто убивает людей. Не лучше обстоят дела и с героем Мэддена. Как он стал профессиональным карманником, почему оказался именно в Париже — малопонятно. Майкл лишь персонаж-функция, чтобы вовремя украсть нужный предмет у нужных злодеев.
Режиссер Джеймс Уоткинс, ранее работавший в жанре хоррора, явно чувствует себя неуютно на поле боевика. Прежде всего, это заметно в сцене погони по парижским крышам, безосновательно длинной и искусственной. Заговор коррумпированных полицейских почти дословно повторяет чуть более интересные «Три девятки» Джона Хиллкоата. Но режиссура Уоткинса явно менее сильна по сравнению даже с отдельными сценами австралийца.
Актуальный контекст парижских терактов прошлого года неизбежно находит отклик, но то, как с ним обращается режиссер, несколько обескураживает. «Крутые меры» явно демонстрируют, что проблема терроризма в Европе раздута, а взрывы — это всего лишь бизнес. Прекратить беспредел может лишь слегка неуравновешенный агент ЦРУ, чье крутые меры убедительно служат добру и справедливости. В этом смысле фильм выглядит, как продолжение «Падения Лондона» и иже с ними. Но если раньше такие картины вызывали улыбку, то сейчас уже вряд ли потянут и на «guilty pleasure».
Рецензия на фильм «Крутые меры»
Bastille Day
18+
/
, ,