Не всегда удается поздравить всех хороших с днем рождения. Иногда забываешь. Но вот Жан-Клода ван Дамма – тут осечки быть не может. Ему сегодня 58.
И ровно сегодня в российский прокат выходит новая картина с участием именинника «Лукас». Русский народ помнит своего героя. Но не только русский, бельгийский тоже. Есть такое слово «Родина». И для тех, кто уехал в Голливуд, оно тоже снится березками ошибившегося резидента Жженова. Le Жженов бельгийской культуры еще десять лет назад понял: Америка – это чертово колесо, а на родине в его честь фильмы называют.
«Ж.К.В.Д.», странный европейский арт-хаус, вернул честное имя своему герою. Имя вернул, но бизнес не пошел. Лента была построена на не самом удачном противопоставлении: Ж.К.В.Д. – это не Ж.К.В.Д. Если говорить по-русски, Жан-Клод, по мнению режиссера, оказался трусливым стариком из Голливуда. Конечно, это не то, чего ждали объединенные народы Европы. Но тут важен прецедент.
И вот прошло 10 лет, и Жан-Клод снова в Европе. Фильм «Лукас», который на самом деле «Вышибала», базируется в условной Европе, которая больше всего похожа на Бельгию, но в целом ориентиры смыты.
Режиссер вообще не пытается ничего особо растолковывать: про главного героя ничего не известно, кроме того, что он Лукас. О чем шепчутся вышибалы перед тем, как выкинуть очередного гадика из клуба, мы тоже не слышим. И в этом, надо сказать, кроется старый, проверенный Жан-Пьером Мельвилем, прием – криминальный жанр не терпит трындежа.
За видимым героем Жан-Клода чувствуется второй слой – да, ребята, второй слой – и это уже полдела. Все, что здесь происходит, происходит четко, аккуратно и без лишней театральности. Коронку ван Дамма – балетные выкрутасы с ногами – пришлось тоже похерить. И вдруг – раз, и наш именинник, который неожиданно довольно фактурно постарел, стал похож на человека.
Режиссер попросил не выражать никаких эмоций лицом – и он стал драматическим актером. Ван Дамм смотрит в «Лукасе» на все угрозы с расстояния вытянутой руки и реагирует на опасность только тогда, когда это необходимо. Все остальное – за кадром. За кадром работа телохранителем в ЮАР (кажется, не совсем телохранителем), за кадром 25 лет съемок во второсортных боевиках. В кадре – человек, который не боится. И это прекрасно.
Если вы хотите знать, что там происходит еще, то как-то так: главный герой, вышибала, случайно (тут, кстати, очень круто показано, что это
действительно случайно) убивает посетителя, нанимается к стремным ребятам, за стремными ребятами следят по-настоящему стремные ребята, у вышибалы дочь, а значит он уязвим, и он идет до конца.
Дорогой Жан-Клод ван Дамм, поздравляем вас с 58-летием!