Эрика (Джульетт Льюис) возвращается с дочерью-старшеклассницей Мэгги (Диана Сильверс) в родной провинциальный городок в Огайо. Вопреки опасениям, Мэгги быстро адаптируется в новой школе и находит новых друзей, а вместе с ними и взрослую «подругу» — женщину по имени Сью Энн (Октавия Спенсер), которая сначала соглашается купить школьникам спиртное, а затем и вовсе предоставляет для регулярных вечеринок подвал своего дома. О том, что Сью Энн ведет себя довольно странно (на что, конечно же, есть причина), Мэгги и ее друзья задумываются слишком поздно.
Сняв две нарядные ретродрамы, режиссер Тейт Тейлор три года назад вполне удачно вкатился в современность с экранизацией детективного бестселлера Полы Хокинс «Девушка в поезде», с которой вдобавок на год опередил движение Me Too. Хоррор-триллер «Ма» можно считать продолжением беседы на ту же тему, причем, учитывая жанр, в неожиданном формате эксплотейшена. Увы, многообещающий циничный подход к опасному предмету разговора, уперся в попытку Тейлора двигаться сразу по всем возможным маршрутам с предельной скоростью, и мелькнувший в самом начале фильма дорожный знак «Тупик» в этом смысле выглядит пророческим.
То ли не поняв толком, как работает хоррор (особенно в социальной плоскости), то ли, наоборот, вознамерившись совершить в жанре локальную революцию, Тейлор снимает вроде как важное кино, используя при этом агрессивный жанровый инструментарий (в диапазоне от кухонных ножей до БДСМ-арсенала), сбивающий повествование с серьезного тона. Чтобы работало и то, и другое, нужно быть Нилом Джорданом с его недавним триллером «В объятиях лжи», который с «Ма» очевидным образом рифмуется, или, чтобы далеко не ходить, Джорданом Пилом. Проще говоря — автором, в чьих руках штампы перестают выглядеть штампами, а несочетаемые, казалось бы, элементы чудесным образом стыкуются друг с другом. Тейлору с такими талантами не повезло: он всего лишь крепкий ремесленник, и разнородный материал в его руках норовит рассыпаться и разбежаться по родным углам — подальше от жанровых миксов и прочих экспериментов. Кое-как цементирует кино лишь Октавия Спенсер (артистка выручает режиссера уже второй раз в его карьере), играющая Сью Энн/Ма с неподдельным энтузиазмом и создающая образ по-настоящему отталкивающий (кстати, еще вопрос, задумывалась ли именно такая однозначная трактовка, поскольку героиня, вероятнее всего, должна была бы вызывать смешанные чувства).
Свалив в одну кучу всё и сразу — эксплотейшн, ревендж-триллер, тропы «буллинг рождает чудовищ» и «расизм это нехорошо», отголоски глянцевых хорроров 90-х и, наконец, братьев Гримм — Тейлор предлагает зрителю самостоятельно выбрать из этой самой кучи то, что представляет ценность, поскольку самому режиссеру расставить нужные акценты так и не удалось: «Ма» — ровная, убаюкивающая сказочка о ведьме-людоедке и беспечных детишках, которых она заманила в свою избушку на курьих ножках. Чтобы дожить до финальных титров, придется смириться с нестыковками в истории (достаточно короткой и простой, чтобы продумать ее как следует, избежав сценарных ям) и временами закрывать глаза на образцово-идиотское поведение персонажей. В «Ма» есть пара остроумных находок (например, отличный момент с предложением посмотреть по телеку ретроспективу Джона Хьюза), но на полтора часа вязкого, вялотекущего, морализаторского повествования этих мгновений разрядки катастрофически не хватает: шансы заснуть задолго до традиционной финальной поножовщины экстремально высоки.