Рецензия на фильм «МАКСИН ХХХ»

В прокат выходит финальная часть хоррор-трилогии Тая Уэста о жажде славы, погоне за мечтой и семейных травмах. О киноманском (псевдо)слэшере рассказывает Дмитрий Соколов.

Голливуд, 1985 год. Амбициозная порнозвезда Максин (Миа Гот) рвется покорять мейнстримное кино: ей, наконец, досталась главная роль в потенциальном хите. Но блестящую карьеру готов оборвать пронырливый сыщик Джон Лабат (Кевин Бейкон), у которого есть серьезный компромат на актрису. Пока Максин решает, что делать, вокруг девушки начинают гибнуть люди, причем неизвестный маньяк явно готов любой ценой разрушить ее жизнь. Вопрос лишь в том, успеет ли Максин остановить загадочного убийцу, прежде чем всплывут мрачные тайны ее прошлого.

В начале 2020-х Тай Уэст разработал цикл из трех стилистических разных, но единых по тематике ретро-хорроров. Первый фильм был оформлен как слэшер-слоубернер, обыгрывающий эстетику 1970-х. Вторая часть, будучи гибридом драмы и хоррора, визуально обыгрывала стиль немого кино 1920-х. А финал трилогии — детективный триллер, выдержанный в стилистике эксплотейшена 1980-х. И хоть формально «Максин ХХХ» не относится к хоррорам, саспенс и атмосфера здесь настолько плотно пропитаны ностальгией по ужастикам эпохи VHS, что забыть о жанровых корнях франшизы невозможно. Из вороха исторических деталей, вычурных ракурсов и элегантных отсылок Уэст собрал яркий коллаж, в котором запечатлел Голливуд 1980-х во всем его порочном великолепии.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

По части изобретательности видеоряд «Максин ХХХ» легко переплюнет если не второй, то уж точно первый фильм трилогии. Элиот Рокетт (штатный оператор франшизы) играючи меняет углы обзора и форматы кадра, от его мастерства порой захватывает дух. Раздельный экран, вид от первого лица, «телевизионные» помехи, вид сверху — кажется, будто каждая вторая сцена снята в новой технике. При этом, несмотря на вопиющее разнообразие визуала, Уэст сохраняет единство стиля. Лос-Анджелес летом 1985 года выглядит сочно, грязно и опасно. Слепящие потоки неона заливают ночной мрак, в кино идут «Огни святого Эльма», а по темным переулкам шастает маньяк-сатанист Ричард Рамирес. Голливудский гламур давно не выглядел настолько мрачно и красиво.

В плане сюжетных акцентов фильм напоминает «Бритву» или «Ангелочка» (только с порноактрисой вместо школьницы-проститутки), а не слэшер о злодеяниях маньяка в мегаполисе. Сценарий построен на детективной интриге, в то время как убийства отодвинуты на второй план. Но поданы смерти весьма эффектно, даже когда самые смачные моменты оставлены за кадром. Особо впечатляет сцена в магазине видеокассет. Пока Максин сосредоточенно читает свои реплики в сценарии, убийца жестоко потрошит очередную жертву, а Уэст через калейдоскоп склеек виртуозно играет на контрасте безопасности и кровавой бани.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Монтажный ритм и хореография насилия напоминают о раннем Брайане де Пальма (взять хотя бы сцены с удушением в «Проколе»), но это лишь один из множества тузов в режиссерском рукаве. Другой — звериное чутье на саспенс. Постоянно играя с восприятием Максин, Уэст добавляет нервозности даже в самые обычные эпизоды. То в окне особняка (того самого, из «Психо») мелькнет фигура призрака, то грим вдруг начнет перекрывать дыхание, а чужие пальцы сдавят шею.

В обойме достоинств важное место занимает актерская команда. Если работой в первых фильмах Миа Гот подала сильную заявку на статус «королевы крика», то в «Максин ХХХ» она этот статус закрепила железной хваткой. Пусть по части драмы «Пэрл» останется непревзойденной, в финале франшизы Гот по полной раскрывает потенциал, намеченный еще первым фильмом. Максин — образец талантливой стервы, рвущейся к славе, образ столь же архетипический, сколь и правдоподобный. Она расчетлива, бесстрашна и амбициозна, но прежде всего харизматична. По части обаяния с нею сопоставим лишь Кевин Бейкон. Он с явным удовольствием играет скользкого типа, нанятого следить за Максин, и легко крадет у Гот почти любую совместную сцену. Элизабет Дебики, напротив, отлично гармонирует с Гот, изображая опытную профессионалку с привкусом цинизма. Из прочих заметных лиц — Бобби Каннавале и Мишель Монахэн в небольших ролях детективов, а также Джанкарло Эспозито, играющий агента Максин, готового решить ее проблемы радикальным способом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Если сложить все перечисленные плюсы, то получится роскошный трибьют эксплотейншен-шику, созданный с любовью и талантом. Уэст умело обыграл сеттинг, создав проект, который одинаково понравится как хардкорным фанатам хорроров 1980-х (разбирать косвенные цитаты и отсылки можно часами), так и любителям стильных жанровых зрелищ.

Поделиться