Рецензия на фильм «Манчестер у моря» Кеннета Лонеграна

Ли Чандлер (Кейси Аффлек) вот уже несколько лет живет в полутора часах езды от родного пригорода, чинит канализацию у капризных жителей Бостона, а по вечерам смакует дешевое пиво в местном баре, бросаясь с кулаками на каждого, кто позволит себя неосторожный взгляд в его сторону. Когда-то вместо тесной конуры у него был теплый дом, где его ждала любимая семья, а по воскресеньям Ли вместе со старшим братом Джо (Кайл Чандлер) и его сыном Патриком (Лукас Хеджес) отправлялся ловить рыбу в массачусетском заливе.

Кейси Аффлек, всегда негласно находившийся в тени старшего брата и до недавних пор успевший получить лишь несколько номинаций за второплановую роль «трусливого Роберта Форда», уверенно шагнул в ряды самых достойных обладателей «Оскара». Все два часа фильма он проживает на экране съедающую его персонажа глухую боль, при этом умудряясь не разыгрывать из себя наследника античных трагедий. Помимо внутренних переживаний, есть еще и внешние факторы: на героя свалилась ответственность за подросшего племянника.

После смерти брата, Ли вынужден вернуться на родину, в городок Манчестер-у-моря с населением в 5 тысяч человек, где в череде промозглых, серых дней его ждут незавидные поездки из морга к нотариусу, похороны Джо, резкие взгляды бывших соседей и слезы в глазах бывшей жены Рэнди. За какие-то несколько минут экранного времени, которые отведены в этом фильме бесподобной Мишель Уильямс, актрисе удается вывести из равновесия даже самого стойкого зрителя. Важнейший диалог между Ли и Рэнди, попытавшихся обратиться к разорвавшему их на части прошлому, обнаруживает способность актеров балансировать на грани эмоционального накала и ни разу не сорваться в фальшь и пошлость там, где это так легко сделать.

Лукас Хеджес не хуже старших коллег справляется с той гаммой состояний, которую переживает его Патрик. Здесь нет внезапного превращения подростка во взрослого человека, и после скороспелого решения повидать труп отца, к чему Патрик оказался, конечно, не готов, он быстро возвращается к своим делам — играет гаражный рок с друзьями и катается вместе с Ли к двум своим девушкам (одну из них играет дочь Михаила Барышникова, Анна). Взрослый шаг Патрик совершает, решив встретиться с бросившей его давным-давно матерью (Гретхен Мол), завязавшей алкоголичкой, которая вышла замуж за набожного католика (Мэттью Бродерик) и теперь хочет наладить отношения с сыном. Вот только изысканно-скромный интерьер и непременная молитва перед трапезой отчего-то не облегчают груз былых грехов, из-за которых единственным по-настоящему близким человеком в жизни мальчишки остался лишь его угрюмый дядя.

Филигранная расстановка трагических акцентов, светлой грусти и замечательно неловких сцен принесла Кеннету Лонеграну (чей послужной список колеблется от сценария о приключениях мультяшных лося и белки до номинированной на «Оскар» работы над «Бандами Нью-Йорка») заслуженную статуэтку за лучший оригинальный сценарий. Пространство его картины реалистично и живо благодаря тому, что авторам и исполнителям удалось избежать «ходульных» персонажей и поддельных эмоций.

Зябким пейзажам, от одного вида которых хочется поежиться вместе с героями, иногда подыгрывают звучащие на фоне Адажио Альбинони и «Мессии» Генделя, будто намекая нам на скрытую сакральность жизни любого из тех самых пяти тысяч жителей Манчестера-у-моря. Весь фильм рождается из столкновения мрачных будней с рассеянным, но таким явным ощущением теплоты и юмора, словно завещанных стариной Джо каждому из главных персонажей. Мастерство Лонергана заключилось в этой чуткой пролетарской драме, воспевающей каждодневное и неизбывное течение жизни и принятие ее такой, какая она есть, даже если на смену пронизывающему холоду придет лишь временная оттепель.

Поделиться