Рецензия на фильм Мартина Кэмпбелла «Иностранец»

Лондон сотрясает взрыв, в котором гибнет дочь вьетнамского иммигранта Нгок Мин Квана (Джеки Чан). Ответственность за теракт берет на себя неизвестная доселе организация «Истинная ИРА». Боевики настроены серьезно: если английский банк не прекратит спонсировать рабовладельческое отношение к Северной Ирландии, то они еще что-нибудь взорвут. За поиск террористов отвечает главный чиновник Британии по вопросам Ирландии Лиам Хенесси (Пирс Броснан), в прошлом — сам бывший член Шинн Фейн и ИРА. Утративший смысл жизни Кван хочет получить от Хенесси имена террористов, но тот утверждает, что не знает их. Однако ветеран Вьетнамской войны подозревает чиновника в связи с убийцами и готов на все, чтобы добраться до них.

Мартин Кэмпбелл, поставивший в свое время «Золотой глаз» и «Казино Рояль» (где впервые вывел на экран Бондов Броснана и Крэйга соответственно), смастерил из «Иностранца» не то чтобы нестандартное, но давно невиданное зрелище — олдскульный террористический триллер. На такие фильмы были богаты 90-е, когда акции ИРА были актуальны. Ситуация накаляется постепенно, но неуклонно, а катализирующие ее персонажи, обнажая достаточно тугой клубок из интриг и подковерной борьбы, преследуют собственные цели.

На фоне этого история героя Джеки Чана выглядит скромной аркой, которую при желании можно было бы изъять без вреда для основного сюжета. Важность Джеки для повествования спорна, но у него есть и другие функции. Главная — это, конечно же, фансервис: все экшн-сцены вьются вокруг «китайца», правда, их всего три, и большую часть вы уже видели в трейлере. Чан активно льет слезы и «играет лицом», однако все его гримасы поклонники гонконгского лицедея уже видели в «Инциденте Синдзюку». Также отрадно наблюдать, что в «Иностранце» Мин Кван физически ликвидирует своих противников, как и положено антигерою, вставшему на путь мести. Настолько хладнокровных убийств за персонажами Чана, кажется, не водилось уже 32 года — со времен «Покровителя».

Эстетически фильм Кэмпбелла оставляет лишь приятные впечатления: пейзажи бодро сменяют друг друга, экшн лишен MTV-монтажа и осточертевшего рапида, контрастирующие панорамы Лондона и Белфаста радуют глаз, и все тщательно выверено по темпу. Саундтрек от Клиффа Мартинеса, чей труд в «Неоновом демоне» в прошлом году оценили в Каннах, настолько необычен, что порой выбивается из общего настроя, но в то же время музыка добавляет достаточно ровному нарративу дополнительной глубины.

В общем и целом «Иностранец» сделан крепко и ровно. В нем тяжело найти какие-то особенно цепляющие моменты, но и серьезных претензий не предъявишь. Видимо, сказывается жанр, ведь даже сценарные условности в картине словно взяты из 90-х: в правительственной организации почему-то отсутствуют датчики дыма, а деревянный стол служит надежной защитой от вражеского свинца. Если вы соскучились по такому действу или вас мучит жажда по боевитым триллерам — «Иностранец» как раз то, что нужно. Но не стоит предвкушать от киноленты нечто большее, равно как и ждать запоротых Чаном дублей на титрах. Такого там нет.

Поделиться