Рецензия на фильм «МОЯ СЕМЬЯ»

С четверга на больших экранах — драмеди с Линой Данэм и Стивеном Фраем в главных ролях. Подробно о картине рассказывает Кирилл Горячок.

1990 год. Нью-йоркская журналистка Рут (Лина Данэм) и ее переживший холокост отец Эдек (Стивен Фрай) отправляются в совместное путешествие в Польшу, по следам истории своей семьи. Эксцентричный старик всю жизнь стремился забыть о кошмарном детстве, и лишь желание наладить отношения с дочерью вынуждает его пройти этот страшный путь заново. Они находят дом, в котором родился Эдек и который был отнят у их семьи немцами. Теперь здесь живет польская семья, которая тоже не горит желанием ворошить прошлое.

Драма «Моя семья» (в оригинале — Treasure, «Сокровище») основана на реальной истории писательницы Лили Бретт, написавшей книгу о своем путешествии с отцом по местам его детства. Немецкая постановщица Юлия фон Хайнц неравнодушна к травмам прошлого своей страны, несколько лет назад она показала на Венецианском кинофестивале антифашистскую драму «А завтра весь мир». В новой картине она касается темы исследования своего прошлого через историческую травму. Но «Моя семья» все-таки не выходит за рамки обыкновенной сентиментальной драмы об отношениях чудаковатого отца и его амбициозной, но одинокой дочери.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

История возвращения на родину в поисках своих корней близка Стивену Фраю, сыгравшему одну из главных ролей. Многие родственники знаменитого британского артиста пострадали во время холокоста в Венгрии. И это придает больше глубины и достоверности его персонажу, нью-йоркскому еврею Эдеку, который всегда остерегался своего прошлого, притворяясь простым американцем. Фрай сперва играет привычный образ шумного эксцентрика, которого никто не воспринимает всерьез, в том числе и родная дочь: засаленные седые волосы на лбу, грязный серый свитер, смешной акцент и дурные манеры. Но драматические эпизоды столкновения Эдека с деталями детства при нацистах показывают большое мастерство артиста.

Лучшая сцена «Моей семьи» — экскурсия по Освенциму. Гид механическим голосом выдает цифры погибших, указывает, куда свозили евреев и куда их вели потом. Но Эдеку слушать это невыносимо, потому что он хорошо помнит, что здесь происходило на его собственных глазах. Этот контраст между современным мемориалом и чудовищными событиями, которые происходили всего полвека назад — то, что удалось Юлии фон Хайнц показать очень удачно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Но таких морально сложных эпизодов в «Моей семье» трагически мало. Конфликт с поляками, которые с 1940-х годов живут в родном доме Эдека, заострить скорее не получилось. Рут готова на все, чтобы вытащить из квартирки хоть какой-то семейный артефакт, но скупые новые владельцы не спешат делиться тем, что считают своим по праву. В итоге их соперничество оканчивается самым предсказуемым образом, даже как-то обесценивая старания девушки заполучить обратно пальто своего деда и чайный сервиз бабушки. К сожалению, трудной истории о возвращении евреев в свои дома после Второй мировой войны «Моя семья» вроде бы и касается напрямую, но показывает ее максимально упрощенно, да к тому же представляя поляков не в лучшем свете.

В «Моей семье» много лишних сцен, которые вроде бы должны раскрыть персонажей и их отношения чуть глубже, но в итоге отбирают экранное время у по-настоящему важных размышлений об исторической травме, о том, как прошлое продолжает влиять на настоящее. Лина Данэм, звезда сериала «Девочки», отлично сыгралась с Фраем, местами они даже чем-то похожи внешне. Но ее героиня, страдающая от одиночества и проблем с лишним весом, мало запоминается, и ее отношения с отцом полны типичных мелодраматичных клише — фильмов о папиных дочках в последние годы снято достаточно, и что-то новое рассказать и так довольно трудно. Пожалуй, проблема «Моей семьи» как раз в том, что фильму трудно балансировать на грани между мелодрамой и трагедией. В итоге, несмотря на хорошие актерские работы, получилась предсказуемая семейная история и поверхностная рефлексия об ужасах прошлого.

Поделиться