Рецензия на фильм «МЯТЕЖНАЯ ЛУНА, ЧАСТЬ 1: ДИТЯ ОГНЯ»

Давным-давно в далекой-далекой галактике жила-была милитаристская империя Праматерь. Вела она себя, как и любая милитаристская империя: охотно подчиняла планеты, расширяла территорию влияния, упивалась собственным могуществом и железной рукой карала несогласных. Однажды космический галеон амбициозного адмирала-садиста Аттикуса Ноубла (Эд Скрейн) прибывает на планету Вельдт: там, в крошечной деревушке, солдаты планируют закупить зерно после продолжительной охоты на революционеров. Ноубл, убив главу деревни в назидание остальным, улетает для решения более важных государственных задач, но оставляет небольшой гарнизон солдат. Имперские вояки злоупотребляют гостеприимством и вскоре становятся жертвами Коры (София Бутелла) — местной жительницы с сомнительным прошлым и навыками идеального убийцы. Теперь ей и финансово подкованному фермеру Гуннару (Михил Хёйсман) предстоит прокатиться по ближайшим космическим окрестностям и найти самых отчаянных смельчаков, готовых рискнуть жизнью ради защиты деревни от гнева Праматери.

Когда-то визуальные фантазии Зака Снайдера если не впечатляли, то, по крайней мере, обращали на себя внимание. После бодрого ремейка «Рассвета мертвецов» Снайдер стал беспробудным визионером, но долгие годы держал себя в узде: пестрота и вылизанность его кадров почти всегда находили объяснение либо стилистикой первоисточника, либо драматургическими особенностями произведения (как в «Запрещенном приеме»). Но время шло, и любовь к яркой картинке оставляла все более разрушительные отметины. «Мятежная луна» фактически демонстрирует, что находится на дне визионерской бутылки.

кадр из фильма

кадр из фильма

Велик соблазн объявить первую часть задуманной Снайдером космооперы мертворожденной: при аутопсии 135-минутного сай-фая можно достать с полтора десятка никак не связанных друг с другом элементов. Кости «Мятежной луны» — самые изъезженные и затертые тропы из фантастики, фэнтези и просто киноклассики. Имперские молодчики носят римские имена и одеты по моде Третьего рейха. Протагонистка — самая опасная женщина во Вселенной, но работает колхозницей в неком подобии космического фронтира и тщательно скрывает ото всех свое зловещее происхождение. Отпетые убийцы, генералы и принцы собираются вместе, чтобы дать отпор превосходящему по силе и ресурсам врагу. В снайдеровских кадрах мелькают десятки чужих фильмов, и не важно, что вы вспомните: «Звездные войны», «Великолепную семерку» или «Солдата» Пола У.С. Андерсона — любая из ассоциаций будет предпочтительнее просматриваемого материала.

Визуал, которым любит бравировать постановщик, оказывается блеклой CGI-стилизацией под сай-фай 1970-х, но начисто лишен и винтажного флера, и олдскульного павильонного шарма. За пределы этой стилистической территории опасно соваться: в лучшем случае, вас встретит пустота.

кадр из фильма

кадр из фильма

Фабула фильма — набор персонажей в отряд протагониста из затрапезной ролевой видеоигры. С той лишь разницей, что обычно в РПГ у второстепенных героев имеется развесистая предыстория, мотивация для вступления в пати и уровень взаимодействия друг с другом. В «Мятежной луне» персонажи появляются в кадре, произносят две реплики, опционально совершают некое действие и молча отправляются на космический челнок Коры.

Скрасить вербовку защитников деревни, по задумке, должны три экшен-сцены. Но когда хореография не существует даже на уровне теоретического концепта, а главным художественным приемом служит слоумо секунд этак на семь, скрасить что бы то ни было тяжело. Тот же эффект замедления времени скорее переносит зрителя в 2004-й, чем создает акцент внутри сцены.

кадр из фильма

кадр из фильма

Остальные сегменты можно даже не поминать всуе, потому что о них нечего рассказать. «Мятежная луна» лишена ярких элементов и собственных наработок. В ней нет саундтрека, если не считать таковым почти стоковые музыкальные обои. В ней нет фантастики, за исключением наработок полувековой давности, сделанных более заинтересованными в своем проекте людьми. Как нет и экшена с драматургией: персонажи ходят и разговаривают, вспоминают прошлое, объединяются и предают друг друга, но их действий и произносимых слов недостаточно даже для внятного видеоклипа, не то что полнометражного полотна. Наконец, в ней нет визуала. Все, что показал Снайдер в кадре, — блеклое, незапоминающееся, неоригинальное, неостроумное, наспех сконструированное из отсылок на совершенно посторонние произведения.

Больше всего «Мятежная луна» напоминает незаконченную работу. Пре-альфу, когда уже есть готовый каркас и наметки квестов, но впереди предстоит огромная работа для всех производственных отделов, от дизайнеров и программистов до сценаристов и нарративных продюсеров. Хотя история знает примеры незаконченных работ, вызывавших вполне отчетливые эмоции современников и потомков (взять хоть «Замок» Франца Кафки), новый фильм Снайдера к этой категории, увы, не относится — он больше напоминает цифрового кадавра, части которого наскоро сшиты друг с другом капроновыми нитками. Помнится, Виктору Франкенштейну удалось оживить труп с помощью разряда молнии. Оживить «Мятежную луну» не в состоянии даже магия кино.

Поделиться