Давным-давно в далекой-далекой галактике жила-была милитаристская империя Праматерь. Вела она себя, как и любая милитаристская империя: охотно подчиняла планеты, расширяла территорию влияния, упивалась собственным могуществом и железной рукой карала несогласных. Однажды космический галеон амбициозного адмирала-садиста Аттикуса Ноубла (Эд Скрейн) прибывает на планету Вельдт: там, в крошечной деревушке, солдаты планируют закупить зерно после продолжительной охоты на революционеров. Ноубл, убив главу деревни в назидание остальным, улетает для решения более важных государственных задач, но оставляет небольшой гарнизон солдат. Имперские вояки злоупотребляют гостеприимством и вскоре становятся жертвами Коры (София Бутелла) — местной жительницы с сомнительным прошлым и навыками идеального убийцы. Теперь ей и финансово подкованному фермеру Гуннару (Михил Хёйсман) предстоит прокатиться по ближайшим космическим окрестностям и найти самых отчаянных смельчаков, готовых рискнуть жизнью ради защиты деревни от гнева Праматери.
Когда-то визуальные фантазии Зака Снайдера если не впечатляли, то, по крайней мере, обращали на себя внимание. После бодрого ремейка «Рассвета мертвецов» Снайдер стал беспробудным визионером, но долгие годы держал себя в узде: пестрота и вылизанность его кадров почти всегда находили объяснение либо стилистикой первоисточника, либо драматургическими особенностями произведения (как в «Запрещенном приеме»). Но время шло, и любовь к яркой картинке оставляла все более разрушительные отметины. «Мятежная луна» фактически демонстрирует, что находится на дне визионерской бутылки.
Велик соблазн объявить первую часть задуманной Снайдером космооперы мертворожденной: при аутопсии 135-минутного сай-фая можно достать с полтора десятка никак не связанных друг с другом элементов. Кости «Мятежной луны» — самые изъезженные и затертые тропы из фантастики, фэнтези и просто киноклассики. Имперские молодчики носят римские имена и одеты по моде Третьего рейха. Протагонистка — самая опасная женщина во Вселенной, но работает колхозницей в неком подобии космического фронтира и тщательно скрывает ото всех свое зловещее происхождение. Отпетые убийцы, генералы и принцы собираются вместе, чтобы дать отпор превосходящему по силе и ресурсам врагу. В снайдеровских кадрах мелькают десятки чужих фильмов, и не важно, что вы вспомните: «Звездные войны», «Великолепную семерку» или «Солдата» Пола У.С. Андерсона — любая из ассоциаций будет предпочтительнее просматриваемого материала.
Визуал, которым любит бравировать постановщик, оказывается блеклой CGI-стилизацией под сай-фай 1970-х, но начисто лишен и винтажного флера, и олдскульного павильонного шарма. За пределы этой стилистической территории опасно соваться: в лучшем случае, вас встретит пустота.
Фабула фильма — набор персонажей в отряд протагониста из затрапезной ролевой видеоигры. С той лишь разницей, что обычно в РПГ у второстепенных героев имеется развесистая предыстория, мотивация для вступления в пати и уровень взаимодействия друг с другом. В «Мятежной луне» персонажи появляются в кадре, произносят две реплики, опционально совершают некое действие и молча отправляются на космический челнок Коры.
Скрасить вербовку защитников деревни, по задумке, должны три экшен-сцены. Но когда хореография не существует даже на уровне теоретического концепта, а главным художественным приемом служит слоумо секунд этак на семь, скрасить что бы то ни было тяжело. Тот же эффект замедления времени скорее переносит зрителя в 2004-й, чем создает акцент внутри сцены.
Остальные сегменты можно даже не поминать всуе, потому что о них нечего рассказать. «Мятежная луна» лишена ярких элементов и собственных наработок. В ней нет саундтрека, если не считать таковым почти стоковые музыкальные обои. В ней нет фантастики, за исключением наработок полувековой давности, сделанных более заинтересованными в своем проекте людьми. Как нет и экшена с драматургией: персонажи ходят и разговаривают, вспоминают прошлое, объединяются и предают друг друга, но их действий и произносимых слов недостаточно даже для внятного видеоклипа, не то что полнометражного полотна. Наконец, в ней нет визуала. Все, что показал Снайдер в кадре, — блеклое, незапоминающееся, неоригинальное, неостроумное, наспех сконструированное из отсылок на совершенно посторонние произведения.
Больше всего «Мятежная луна» напоминает незаконченную работу. Пре-альфу, когда уже есть готовый каркас и наметки квестов, но впереди предстоит огромная работа для всех производственных отделов, от дизайнеров и программистов до сценаристов и нарративных продюсеров. Хотя история знает примеры незаконченных работ, вызывавших вполне отчетливые эмоции современников и потомков (взять хоть «Замок» Франца Кафки), новый фильм Снайдера к этой категории, увы, не относится — он больше напоминает цифрового кадавра, части которого наскоро сшиты друг с другом капроновыми нитками. Помнится, Виктору Франкенштейну удалось оживить труп с помощью разряда молнии. Оживить «Мятежную луну» не в состоянии даже магия кино.